• Блог


Crusible: что дальше?

Crucible роман Троя Деннинга

В романе Троя Деннинга «Crusible» действие разворачивается через 45 лет после битвы при Явине. За всё это время в Далёкой-далёкой галактике, кажется, не было ни одного спокойного года — то остатки империи бросают вызов молодой республике, то инопланетные захватчики опустошают города и веси, то вдруг появляется таинственное нечто, представляющее угрозу для всего живого. И каждый раз на переднем крае борьбы оказывается знаменитая троица — Хан, Люк и Лейя. Им уже почти по семьдесят в среднем (Хан на 10 лет старше близнецов), они обзавелись детьми и внуками — но авторы вновь и вновь призывают их на помощь мятущейся галактике. Lucasbooks, кажется, не осознаёт, насколько близко подошло к фатальной черте, и увлечённо рубит сук, на котором сидит. Ведь даже если нынешнее руководство компании не решится когда-нибудь похоронить «большую троицу» (а оно, на мой взгляд, не решится на это никогда), то рано или поздно — а в нынешних реалиях, скорее рано,— эти персонажи уже не смогут играть привычные нам роли. И дальнейшая судьба литературы по «Звёздным войнам» окажется под большим вопросом.

Я думаю, ни для кого не является секретом, что главным брэндом и основной силой пост-эндорской ЗВ-беллетристики являются именно Люк, Хан и Лейя, а также их друзья и враги из классической трилогии. Из персонажей Расширенной Вселенной, которыми населена Далёкая-далёкая галактика послеявинских времён, лишь Трауна и Мару Джейд можно назвать по-настоящему яркими фигурами. Остальные, несмотря на активное присутствие в книгах, являются не более чем фоном для ключевых фигур. К сожалению, то же самое можно сказать и о детях главных героев. Удивительно, но за 20 лет (со времени выхода из печати романа Тимоти Зана «Последний приказ», в котором на свет появляются близнецы Джейна и Джейсен) писателям так и не удалось создать ёмкий, яркий и самобытный образ Джейны Соло. Она совершает смелые поступки, произносит какие-то приличествующие ситуации высокопарные фразы и постоянно окружена друзьями, но живого человека за всем этим нет. Вы не сможете прочувствовать её, запомнить какие-то особенности речи и характера, не сможете выделить среди других. Она — просто архетип героической девушки, и не более того. К слову, девушке уже 35 лет, но смущает не сам этот факт, а то, что — несмотря на активное участие во всех событиях ДДГ прошлых лет — она промелькнула мимо нас совершенно незамеченной, как лицо в окне движущегося поезда. Единственными книгами, в которых Джейне удалось хоть как-то обозначить свою сущность, является серия «Наследие Силы». Та, где она убивает своего брата-близнеца.

Этот поступок, при всём его шекспировском трагизме, был, на самом деле, актом милосердия — по отношению к читателям, которых добрый десяток лет кормили скучными, нудными историями про взросление близнецов Соло. И если образ Джейны при этом был расцвечен хоть какими-то красками, то портрет Джейсона вышел абсолютно серым и безликим. Он производил впечатление бесстрастного, рационально мыслящего андроида. Разумеется, он воевал с неприятелями, смеялся, горевал и попадал в трудные ситуации, как и все остальные, но всё происходившее в ним не оставляло у читателя совершенно никакого участия. Я думаю, что дети Соло-Скайуокеров вообще воспринимались многими как неизбежный, но бесполезный придаток к приключениям «большой троицы» в Расширенной Вселенной. Осознавая это в глубине души, редакторы Lucasbooks отчаянно старались сделать из Джейсена, Джейны и Энакина самодостаточных героев. На их долю постоянно выпадали всевозможные опасности и невзгоды, но увы — это никак не помогало персонажам обрести собственную жизнь. Тогда боги Расширенной Вселенной решили сначала устроить героическую смерть Энакину, а потом заставить Джейсена перейти на Тёмную Сторону и погибнуть от руки родной сестры. Это был поступок человека, поджигающего в ночном лесу коробок со спичками, чтобы оглядеться при ярком свете. Финал у «Наследия Силы» вышел достойный греческих трагедий, однако в и без того немногочисленных рядах стареющих героев появилась ещё одна брешь — учитывая то, что ранее волею Lucasbooks уже были убиты Чубакка, Мара Джейд и Энакин Соло.

Любопытно, что после выхода в свет «Нового Ордена Джедаев» практически не совершалось литературных забегов в прошлое героев. Редакторы Lucasbooks уверенной поступью устремились в будущее, с каждой новой книгой преодолевая новые рубежи. Хочется знать, собираются ли они использовать харизму старичков до тех пор, пока это не превратится в абсурд? Подобное мы можем видеть на примерах боевиков последних лет вроде «Неудержимых», где истыканные «ботоксом» пенсионеры с крашеными волосами изображают крутых парней. Может, хватит бежать навстречу паровозу? Может, пора остановиться, «заморозить» эпоху в том состоянии, в каком она пребывает сейчас, и вернуться к другим — не менее интересным — периодам в истории Далёкой-далёкой галактики?

Я переживаю даже не о том, что главные герои стремительно стареют. Просто вселенная «Звёздных войн» после «Нового Ордена Джедаев» напоминает скатывающуюся к упадку Римскую Империю. И дело тут не в аналогиях с нашим миром и не в объективных исторических предпосылках — редакторы Lucasbooks вообще не особо заморачиваются проблемами логики или соответствия реалиям и любые предпосылки могут создать сами, чтобы удовлетворить текущую потребность.


Дело в том, что в этой вселенной царят скука и уныние, и мало кому уже интересны похождения семидесятилетних старичков на фоне толпы безликих статистов и бесконечных политических конфликтов галактического масштаба.

Поделиться ссылкой на статью:

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях