• Блог
  • «Последние джедаи»: мысли о фильме


«Последние джедаи»: мысли о фильме

Последние джедаи - постер

Обращаю ваше внимание на то, что в данном обзоре содержатся спойлеры к Эпизоду VIII «Звёздных Войн» — «Последние джедаи». Если вы ещё не смотрели фильм, то лучше эту статью не читать.

* * *

…Люк Скайуокер сидит на вершине высокого уступа, на камне, и смотрит на солнце, прорывающееся сквозь облака. Его силуэт чернеет на фоне предрассветного неба. Внезапно словно кто-то резинкой стирает этот силуэт, а на камне остаётся только ворох одежды, который налетевший порыв ветра отшвыривает прочь.

В этот момент я почувствовала, что точно так же только что стёрли сорок лет истории «Звёздных Войн». Как будто ничего и не было. Ни двойных солнц Татуина, ни обаятельного негодяя Хана Соло, ни юной дерзкой принцессы, ни наивного, но пылкого и преданного паренька по фамилии Скайуокер, ни того, из-за чего простые люди становятся героями: верности, чести, любви, дружбы, самоотверженности. Фильму просто не до этого: ему нужно показать как можно больше спецэффектов, красивых картинок, причудливых резиновых физиономий, взрывающихся кораблей и артистично падающих горящих обломков.

При всём при этом Эпизод VIII неплох; после довольно стерильного «Пробуждения Силы» он заставил меня впервые ощутить дух тех самых «Звёздных Войн» — правда, это чувство схоже с тем, что ощущаешь при входе в старую уютную квартиру, где прожил детство: чувство щемящей ностальгии. Смахнув слезу умиления, замечаешь порванные обои, подтекающий смеситель, жёлтый потолок и подозрительные пятна на ободке унитаза, но самое жестокое разочарование — увидеть, как в доме твоего детства живут чужие, несимпатичные и не слишком приятные люди и отчего-то считают его своим.

Лейя во время битвы с Первым Орденом

У «Последних джедаев», на мой вкус, относительно неплохая динамика и, в целом, довольно связный и ровный сюжет. Да, этот сюжет больше похож на уровень компьютерной игры, но он ведёт зрителя за собой от начала и до конца и не оставляет недосказанности, заставляющей выходить из зрительного зала с выражением «WTF?» на лице. Тем не менее, этот фильм — обманка: он — как зеркало в тёмной пещере, в которое смотрелась Рэй. Он даёт лишь иллюзию глубины. На деле же, всё в нем поверхностно, безжизненно, одномерно и фальшиво.

Корабли взрываются, безымянные статисты гибнут десятками, но никого не жалко. Единственная сцена, которой я аплодирую за пронзительный трагизм — это двадцать секунд на экране Вероники Нго, исполнившей роль Пэйдж, сестры Роуз Тико. Жаль, что из 152 минут хронометража не нашлось десятка минут на то, чтобы хоть чуть-чуть представить кого-то из персонажей «заднего» плана, сделав их не столь похожими на легко расходуемых пластиковых манекенов.

Главные герои сыплют патетическими фразами, неуместными и весьма обесцененными многократным употреблением: «это — ваш долг», «в тебе есть свет», «из искры возгорится пламя». Удивительно, но дроиды в «Последних джедаях» зачастую выглядят живее и душевнее живых персонажей.

Немного о персонажах, кстати. Генерал Хакс походит на Гитлера из сатирических роликов, но при этом он даже не смешон. Он абсолютно нелеп и постоянно выкрикивает какие-то глупые фразы из словарика начинающего фюрера. Адам Драйвер, исполняющий роль Кайло Рена, жутко переигрывает и постоянно повышает градус истерии там, где это совсем не требуется. Рэй играет лицом; у неё выразительная мимика, из её глаз очень трогательно текут слёзы, но внутреннего надрыва нет. Максимум, что она может играть — самою себя, и я в этом в очередной раз убеждаюсь. Традиционно не понравился По Дамерон. Оскар Айзек либо не понимает роль, либо считает себя слишком гениальным актёром для неё, либо игра бровями и выпученные глаза — единственные средства из его актёрского арсенала.

Финн в казино Канто Байт

Бойега — бездарен. Простите меня, фанаты Финна. Весь фильм он волочился бесполезным придатком за маленькой вьетнамкой, которая, несмотря на моё предубеждение, сыграла весьма достойно: с сердцем и эмоциями. Когда Финн отправился таранить очередную вундервафлю Первого Ордена, я даже обрадовалась тому, что ему устроят героическую гибель и сделают существование этого персонажа не столь бессмысленным. Но и тут Келли Мэри Трэн (Роуз Тико) пришла на помощь.

Чубакка мелькает в кадре в виде фона и, кажется, никто не знает, что с ним делать. У меня плохое предчувствие.

Бенисио Дель Торо — абсолютно никакой: пустой, деревянный, не вызывающий ни интереса, ни какого-либо отклика. Лейя выглядит ужасно, словно восковая кукла, и в ней не осталось даже намёка на прежнюю храбрую и острую на язычок принцессу, жаром убеждения способную вести за собой войска. Флот Сопротивления с трудом уносит ноги от преследователей, истекая кровью в буквальном и переносном смысле, а Лейя стоит на мостике в вечернем платье, обвешанная цацками. Можете представить прежнюю принцессу в такой ситуации?

Когда думаешь, что нелепее Лейи ничего и придумать нельзя, появляется Люк. Он не просто опустился, он не просто космат и диковат — он по-настоящему страшен и выглядит, как пациент психушки. Это — не Люк, а его демонический клон из трилогии о Трауне. Эти стеклянные глаза пугают куда сильнее, чем обезображенное лицо Сноука.

Люк Скайуокер и морская сирена на Ах-То

Я сказала «Сноук»? Нет, вам послышалось — это Райан Джонсон только что спустил воду в унитазе. Если прислушаться получше, то можно ещё различить весёлое постукивание по трубам — это вслед за Сноуком в канализацию только что улетела Фазма. Дутые истории, дутые персонажи и дутый пафос — для всего этого даже поленились придумать достойную этой масштабной мистификации развязку.

Про нелепость космических баталий и совершенно никчёмный, театральный пафос битвы на Крайте, где против двух десятков сопротивленцев выставили табун гориллоподобных шагоходов и новую вундервафлю, я даже говорить не стану. Отдельного фейспалма заслуживает пролёт по открытому космосу Лейи в позе статуи с вытянутой рукой. Почему, когда Райан Джонсон сокращал рабочий вариант Эпизода VIII с трёх часов до двух с половиной, ему никто не указал на эту сцену с Лейей и не сказал: «Вот тут отрежь»? Заодно не мешало бы отправить в корзину самую последнюю сцену с мальчиком-конюшим, которая после спасения сопротивленцев с Крайта и разговора между Лейей и Рэй выглядит, как банка с попкорном, предложенная на десерт после ужина в ресторане.

Когда «Последние джедаи» только вышли, многие хвалили фильм за неожиданные сюжетные повороты, непредсказуемость. Это и впрямь присутствует, всё верно; правда, и столь любимые голливудскими режиссёрами штампы и приёмы никуда не делись. Чудесное спасение в последнюю минуту (Финн и Роуз), враги, которые не нападают, пока оператор не взял хороший ракурс, помощь приходит неожиданно (BB-8 на дредноуте, стеклянные лисы на Крайте) и т. п.

По части спецэффектов тоже не всё гладко: местами корявая аниматроника, кабины спидеров на Крайте, за которыми так и видится зелёный экран, порги, которые выглядят, как заводные игрушки. Распиаренные гвардейцы Сноука абсолютно ничем примечательным себя не проявили. Меня, к слову, поразило, с какой лёгкостью Рэй убивает людей. Не ужаснуло, но удивило: эта Рэй, которая над цветочком плачет, образно выражаясь, втыкает в человека меч, и даже бровью не ведёт. Да, это враг, и её жизнь в опасности — всё понятно, но психологически далеко не так просто взять и лишить кого-то жизни, даже если очень хочешь.

Что кажется странным — в этом фильме нет кульминации. Нет такой сцены, которая бы по эмоциональному напряжению или захватывающему экшену серьёзно выделялась на фоне остальных. Во всём ощущается «недожатость», несмотря на рекордный хронометраж. То же самопожертвование адмирала Хольдо достойно того, чтобы этой героине уделили чуть больше времени, дали нам возможность побольше узнать о ней, её мотивах, убеждениях, истории взаимоотношений с Лейей. Сцена в тронном зале Сноука кровоточит нелепым пафосом: вместо того, чтобы сломить Рэй, уничтожить физически и морально, Сноук крутит ею в воздухе, сопровождая сие действие фразами из лексикона ярмарочного злодея.

Не могу сказать, что фильм меня сильно разочаровал, заставил негодовать, ненавидеть «Дисней», отрекаться от «Звёздных Войн». Но, вместе с тем, он совершенно не вызывает интереса узнать, что будет дальше, и даже вызывает какое-то безразличие и опустошение. Особенно неприятно думать о том, что мы позволили так себя развести, поверив в сказки Кэтлин Кеннеди про единый канон, продуманную на 20 лет вперёд историю, кусочки мозаики и пылкую любовь к «Звёздным войнам».

Наверное, действительно пришла пора положить конец джедаям.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Эпизод VIII , рецензии

Centax

Centax в соцсетях