• Блог
  • «Люк двадцатого уровня». Рецензия на роман «Heir to the Jedi»


«Люк двадцатого уровня». Рецензия на роман «Heir to the Jedi»

Иллюстрация к роману "Heir to the Jedi" из журнала Star Wars Insider # 155

Признаюсь честно: я люблю классическую трилогию “Звёздных войн” больше, чем любые другие фильмы, созданные в дальнейшем по этой франшизе. Поэтому я была рада, что “Дисней” обратил свой взор к этому периоду истории “Звёздных войн”. Роман Кевина Хирна “Heir to the Jedi”, к тому же, обещал рассказать историю Люка Скайуокера от первого лица.

Люк — это некий феномен, в своём роде. До сих пор ни одному писателю не удавалось убедительно передать его образ. Кажется, что никто не понимает, из чего сделан этот парень. Вот он — желторотый юнец с Татуина, а вот уже — готовый джедай. Люк литературный существует в этих двух ипостасях, как кукла со сменной головой. При этом писатели, кажется, даже не делают попыток отойти от клише и задуматься о том, что представляет собой Люк Скайуокер: каковы его убеждения, во что он верит, что может причинить ему боль, а что — доставить радость; в чём он уязвим, а в чём — силён, насколько тверды его принципы, что его влечёт и какие страсти в нём живут.

Тем интереснее было познакомиться с романом “Heir to the Jedi”, который предлагал нам взглянуть на Люка “изнутри”. Изложение от первого лица даёт больше возможностей для раскрытия внутреннего мира героя, поскольку позволяет погрузиться в его истинные переживания, мысли и чувства. Фабула романа тоже представлялась многообещающей: события разворачиваются вскоре после Битвы при Явине; это — переломный этап для Люка Скайуокера, который впервые открыл для себя мир за пределами Татуина и теперь пытается определить своё местоположение в этом новом мире. Это не просто история деревенского мальчика, приехавшего в столицу. Это — история человека, чья жизнь претерпела кардинальные изменения всего за несколько дней, и который за эти несколько дней узнал о себе и о мире больше, чем за всю жизнь. Но это — в теории. Что же в действительности?

Книга начинается с того, как Люка отправляют на Родию с торговой миссией: договориться о поставках оружия Альянсу. Люк — герой, недавно уничтоживший Звезду Смерти, однако ничто в нём до сих пор не выдавало способностей к дипломатии или коммивояжёрству. Даже Лейя в этой роли могла бы быть лучшей кандидатурой: тем более что у Люка перед ней нет никаких стратегических преимуществ. Он — всё тот же парнишка-фермер с Татуина, слегка смущённый внезапно обрушившейся на него славой. При всём при этом он выглядит болтающимся не у дел, в противовес вечно деятельной и целеустремлённой Лейе.

Heir to the Jedi art from SWI 155Если вы любите RPG, то вам должна понравиться первая часть книги, представляющая собой цепочку квестов “найди и принеси”. Если вы страдаете от бессонницы, то она тоже будет прекрасным средством, потому что написана скучнейшим языком и с привлечением самых избитых штампов, которые только можно встретить в литературе. NPC… ой, простите, второстепенный персонаж заговорил о живущем в болоте злобном монстре? Не сомневайтесь, он выскочит оттуда уже через пару секунд. Новая компаньонка, конечно же, будет молодой и красивой. Первое же путешествие в космосе будет украшено картиной эффектного сражения. И на фоне всего этого — Люк Скайуокер, который последовательно совершает всё, что от него требуется по сценарию, не проявив даже грамма индивидуальности. Как и положено аватару в компьютерной игре.

Формат подачи истории от первого лица, к сожалению, не дал читателю ничего для понимания чувств и мотиваций Люка. Нельзя же, в самом деле, реплики вроде “я подумал” или “мне показалось” отнести на счёт попыток исследовать внутренний мир героя. В итоге Люк предстаёт скучным и совершенно плоским картонным персонажем, а книга — нудноватым дневником, старательно описывающим ежедневные обязанности главного героя.

Основной квест Люка, с которым нас знакомят после непродолжительной тренировочной миссии на Родии — вырвать из лап имперцев гивинскую дешифровальщицу по имени Друзил Бефорин (Drusil Bephorin). Помогать ему в этом будет Накари Келен, которая умна, молода, красива, отлично стреляет и владеет космической яхтой под названием Desert Jewel. Точнее говоря, яхта принадлежит её отцу, экстравагантному богачу и гениальному учёному. (Кто сказал: “Старк Индастриз”? Это — другая вселенная, дети. Пока ещё.) Для того, чтобы приступить к основному заданию, Люку необходимо проапгрейдить яхту и немного прокачаться. Ему придётся выполнить квест для отца Накари, чтобы заработать деньги и купить необходимую оснастку для Desert Jewel. Так уж заведено в этом Повстанческом Альянсе: мы даём тебе задание, а как ты его будешь выполнять — твои проблемы. Звучит бредово? Это вы ещё не читали всей книги.

На роль освободителя Люк подходит ещё в меньшей степени, чем на роль торгового посредника. Он — наивен, молод, только-только начал познавать большой мир и не имеет абсолютно никакого опыта в подобных вещах. Но адмирала Акбара это, кажется, ничуть не смущает. Он отправляет этого неоперившегося птенца на выполнение стратегически важной для Альянса миссии, снабдив его лишь несколькими скудными наставлениями. Подготовка к операции и сама операция освобождения выглядит так, словно Кевин Хирн подгонял решение под ответ. Иными словами, он вначале придумал ключевые точки сценария, а потом принялся прорабатывать под них сюжет. И сюжету в кульминационный момент очень часто не хватает массы и энергии — а кое-где и логики. Местами он быстро выдыхается там, где только начинаешь ждать интересных событий. Но автора это мало беспокоит, поскольку его интересует только поступательное движение. Локация пройдена? Отлично, перебираемся к следующей.

В романе встречается несколько тупиковых сюжетных огрызков, в художественном смысле не имеющих никакой связи с центральной линией. Отправился в точку А, выполнил задание, сдал квест. Отправился в точку Б, выполнил задание, сдал квест. На Родии Люк случайно узнаёт о похороненном неподалёку джедае-родианце, предпринимает поездку к усыпальнице, находит чужой световой меч… И что? И ничего. Он разбирает меч, обнаруживает, что не может собрать его обратно, и на этом история завершается.

Довольно много места в повествовании занимают пространные разговоры “за жизнь”, словно бы написанные робкой рукой студента-первокурсника — так автор хочет компенсировать однобокость повествования от первого лица, но выходит не очень убедительно и совершенно не увлекательно. Но самый раздражающий момент — это бесконечные эпизоды с поглощением нерфячьих отбивных, нерфячьих котлет, тефтелей из нерфа и так далее. Эти живописания завтраков, обедов и ужинов в какой-то момент становятся просто невыносимыми.

Автор выглядит совершенно беспомощным, когда ему нужно заполнять пустоты между ключевыми точками сюжета. Впрочем, я не знаю, вина ли в том Кевина Хирна или сюжетной группы Lucasfilm. Как известно, “Heir to the Jedi” должен был стать последней книгой в трилогии “Empire and Rebellion”, повествующей о главных героях “Звёздных войн” — Лейе, Хане Соло и Люке Скайуокере. Однако под маркой трилогии вышла только самая первая книга, “Razor’s Edge”, посвящённая Лейе. “Honor Among Thieves” про Хана Соло уже не имела подзаголовка “Empire and Rebellion”. Выход “Heir to the Jedi” был отложен, после чего он был издан как часть нового канона, тогда как обе предыдущие книги получили гриф “Легенд”.

Сложно сказать, что именно в сюжетах первых двух книг обрекло их на статус “Легенд”, и что и в каких объёмах пришлось переписывать Кевину Хирну, чтобы его роман смог удостоиться звания “каноничного”. Однако некоторые главы (особенно, в начале книги) действительно выглядят так, словно были придуманы на скорую руку взамен предыдущих, а сюжет страдает неровностями и затянутостью.

Heir to the JediКнига, если обсуждать её логическую часть, по большей части построена на довольно наивных допущениях. Похоже, что автора в большей степени интересует визуальный ряд, нежели попытки разумно объяснить происходящее и увязать одно действие с другим. Для Люка нужно придумать приключение? Ладно, пусть он вытаскивает из лап имперцев гивинскую хакершу, которая проживает в ссылке на планете Денон под неусыпным контролем имперских сил безопасности. А как он это сделает? Ну так, как-нибудь. Разве это важно? …И совершенно непонятно при этом, когда парнишка-фермер с захудалой планеты успел получить все те навыки, которые позволяют Альянсу использовать его в качестве оперативного агента — включая умение использовать взрывчатку, осуществлять наружное наблюдение, пилотировать звездолёты и вести торговые переговоры. Я не отрицаю, что Люк мог этому научиться за два года (а именно столько лет назад он, по его словам, покинул Татуин); но почему нам преподносят это так, словно он был таким всегда?

Но главный вопрос: таким ли бы был путь Люка Скайуокера, который получил откровение, полностью изменившее его жизнь, и знавшего, что ему уготована совершенно иная судьба? Кевин Хирн решил не задумываться над тем, что привело Люка-фермера к Люку, ищущему смысл жизни на Дагобе. Скайуокер есть? Есть. Звездолёты, сражения в космосе есть? Есть. Световой меч, погони, стычки с врагами; приключения на далёких планетах, небольшие боевые ранения, усиливающие романтическую связь между героями — уфф, вроде бы, ничего не забыл. Жду чек, люблю и целую — ваш Кевин Х.

Я не стану раскрывать здесь главный спойлер романа. Скажу лишь, что прочитанное вызывает странное чувство недоумения. Как концерт знаменитой рок-группы, на разогреве у которой три часа выступает никому не известный ансамбль, и зрители терпеливо сносят эту затянувшуюся прелюдию в надежде, наконец, узреть лица кумиров — а потом открывается занавес, кумиры исполняют единственный хит и благополучно отбывают на родину. А вы сидите и думаете, что же это было.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Heir to the Jedi, Кевин Хирн, новый канон

Centax

Centax в соцсетях