• Блог
  • Рецензия на роман «Оружие джедая»


Рецензия на роман «Оружие джедая»

The Weapon of the Jedi

Своё знакомство с литературным циклом «Journey to the Star Wars: The Force Awakens» я решила начать с трёх небольших книг для старших школьников — «Smuggler's Run», «Moving Target» и «The Weapon of a Jedi». Первым в списке стоял роман Джейсона Фрая, потому что он — про Люка Скайуокера, и потому что в синопсисе нам обещали дуэль Люка с таинственным злодеем, загадочную планету и спасение юной девицы.

В обзоре я решила вкратце пересказать сюжет для тех, кто не читает по-английски, поэтому те из вас, кто не желает спойлерами портить себе впечатление от встречи с книгой, пусть сами решают, читать дальше или уйти.

The Weapon Of A Jedi

Роман «The Weapon of a Jedi» («Оружие джедая») начинается с предисловия, которое переносит нас в эпоху Эпизода VII «Звёздных войн» — «Пробуждение Силы». Пилот Сопротивления Джессика Пава (позывной «Синий Три») занимается рутинными обязанностями — инспектирует дроидов, проверяя их программное обеспечение. Во время этих занятий с ней заводит разговор C-3PO, который к тому времени обзавёлся красной рукой. Трипио заявляет, что он служил мастеру Люку Скайуокеру. Джессика помнит Люка — но как искусного пилота, героя Восстания. Когда Трипио начинает рассказывать истории о геройствах своего хозяина, Джессика прерывает его и просит рассказать что-то, о чём не написано в книгах. И тогда Трипио вспоминает о том, как Люк Скайуокер впервые использовал в бою световой меч.

С этого начинается основная часть повествования. Вопреки ожиданию, она ведётся от третьего лица, а не от лица Трипио. Вначале мы оказываемся в гуще космического боя, где Люк Скайуокер и Ведж Антиллес бок о бок ведут сражение с имперскими СИД-истребителями. Люк ощущает неясный призыв в Силе; перед ним проносятся видения разрушенного храма, расположенного в чаще леса. Когда пилоты возвращаются на базу, Люка поджидает новое поручение: нужно доставить данные радиоперехвата, собранные повстанческими ячейками. Эти данные позволят Повстанцам получить представление об активности имперцев на всём [Кореллианском] торговом пути. Люку вместе с Трипио и Арту предстоит отправиться с Деварона в сторону планеты под названием Whiforla 11.

Путешествие не предвещает особых проблем, поскольку сектор, в который направляется Люк Скайуокер, почти не обитаем. Однако, вынырнув из гиперпространства, Люк на своём «игрекокрыле» натыкается на имперский фрегат, который сопровождают 3 СИД-истребителя. Люку удаётся ускользнуть, однако его истребитель получает повреждения, из-за чего приходится возвращаться на Деварон. Люк начинает думать, что сама сила влечёт его к Деварону. Он открывается Силе и хочет, чтобы она привела его в то место, которое он видел в своих видениях. Пролетая над джунглями, Люк видит развалины, которые очень похожи на тот самый разрушенный храм, и решает отыскать поблизости местечко, где бы можно было починить «игрекокрыл». Его взору открывается городок Тикару, расположенный у самой кромки джунглей. Люк видит припаркованные космические яхты и решает, что тут есть ремонтная мастерская.

Хозяин мастерской — деваронец Кивас (Kivas), он живёт в этом городке вместе со своей дочерью Фарней (Farnay). Люк, назвавшись «космическим скаутом» по имени Корл Маркус, просит починить его «игрекокрыл». Работа, по словам Киваса, займёт несколько дней и обойдётся Люку в шесть тысяч кредитов. Люк, в каком-то смысле, даже рад задержке, потому что хочет посетить развалины, к которым его тянет сама Сила.

Обитателям Тикару не в диковинку водить чужестранцев в джунгли: в этих лесах обитают животные под названием «пикроны» (pikhrons), чьи шкуры очень ценятся на рынке, поэтому сезон охоты не прекращается никогда. Однако, никто из местных жителей не стремится предложить себя Люку в качестве проводника — место, куда собрался Скайуокер, имеет дурную славу. По слухам, там обитают призраки и чудовища. Фарней предлагает свою помощь, но она ещё слишком юна, а её вьючные животные — слишком малы.

Помощь приходит в лице загадочного экзота — если можно так сказать о существе, у которого нет лица. Сарко Планк — насекомоподобный гуманоид, передняя часть головы которого покрыта хитиновыми щитками. У него нет глаз и он использует дыхательную маску. Он представляется Люку как опытный проводник и предлагает вьючных животных — огромных свинопотамов под названием «happabore» (хаппабор). При всём при этом, у Сарко Планка — дурная репутация: по слухам, никто из охотников или путешественников, уходивших с ним в джунгли, обратно не возвращался. Люк колеблется, но желание попасть к мистическим развалинам сильнее осторожности.

Я опущу рассказ о поездке через джунгли и о том, как Люк искал возможность попасть к развалинам, минуя имперскую систему безопасности. Завершается всё тем, что Сарко Планк разбивает лагерь и остаётся поджидать Люка, а Люк отправляется к разрушенному храму — храму джедаев, как он думает.

Он оказывается прав — но имперские бомбардировки практически ничего не оставили от храма, за исключением каменных руин и разрушенных статуй. Однако Люку хочется здесь оставаться, потому что он чувствует, что это место наполнено Силой. Отыскав несколько дистанционных спарринговых дроидов, он при помощи Арту возвращает троих к жизни и начинает упражняться в искусстве владения световым мечом. Проводя так день за днём, он не подозревает, что Фарней украдкой следила за ним, пока он добирался к храму, потому что не доверяла Сарко Планку. Но Люк пошёл в храм, а Сарко Планк остался поджидать его на опушке джунглей, и Фарней не оставалось ничего другого, как вернуться домой.

Тем временем, в Тикару появляются имперцы, у которых есть наводка на «игрекокрыл» и его владельца. Они обнаруживают истребитель в ангаре у Киваса, но деваронец отвечает, что хотел прибрать «игрекокрыл» себе, потому что не надеялся, что его хозяин вернётся из джунглей. Тут возвращается со своими вьючными животными Фарней, и имперцы решают, что она может что-то знать о местонахождении пилота «игрекокрыла». Они заставляют Фарней показать им дорогу к развалинам.

Люк, всё это время не прекращавший свои тренировки, ощущает волнение в Силе и видит, как появляются имперцы. Он также видит, что в руках у них — Фарней. Когда кажется, что выхода нет, на помощь неожиданно приходит Сарко Планк, который принимается дубасить имперских солдат электрическим посохом. Люк включается в бой, ловко орудуя световым мечом — он изрядно поднаторел в мастерстве войны. Но, когда повержен последний враг, выясняется, что Сарко Планк вовсе не намерен был спасать Люка. У него свои, меркантильные, интересы — ограбить Люка, разграбить древний храм (где, по его мнению, таятся сокровища) и превратить Люка в свою игрушку. Сарко Планк швыряет Скайуокеру под ноги гранату, которая лишает того способности видеть и слышать. Беспомощный, Люк представляет собой лёгкую добычу. Фарней пытается прийти ему на выручку, но у неё ничего не получается.

Люк слышит в голове голос Бена Кеноби, который велит ему довериться Силе. Он говорит, что чувства могут обманывать его, но Сила всегда укажет верный путь. Люк пытается следовать этому наставлению — и у него получается. Он может видеть врага в Силе и наносит удар световым мечом по его груди. Враг ошеломлён, но ещё не повержен; но тут стадо пикронов, пасущееся неподалёку, неожиданно срывается, и матриарх на своих рогах уносит Сарко Планка к обрыву. Тот летит вниз. И, хотя Люк чувствует, что Сарко Планк жив, он знает, что сейчас тот не причинит вреда ни ему, ни Фарней.

Люк понимает, что скоро сюда заявятся имперцы, которые не дождутся своего отряда, ушедшего в джунгли ранее. Поэтому он спешит покинуть это место. Несмотря на спешку, он задерживается на несколько минут, чтобы поклониться храму и поблагодарить Силу за помощь. Он обещает стать джедаем, возродить Орден Джедаев и когда-нибудь вернуться сюда снова.

* * *

…Вот такая история — довольно незатейливая даже по меркам книжек для старших школьников. Читатели, ожидающие динамичные сцены, лихо закрученную интригу или какие-то дополнительные штрихи к образу Люка Скайуокера, не получат ни того, ни другого, ни третьего. Сюжет довольно вял и предсказуем уже с первых страниц. Люк… Люк просто скучен. Следить за ним ничуть не интереснее, чем за мухой, ползающей по стеклу. Дежурные стычки в космосе с имперцами, попытки чувствовать Силу, голос Бена в голове, воспоминания об отце, которого предал Дарт Вейдер. Похоже, что авторам, пишущим о Люке, в Lucasfilm до сих пор раздают наборы этих набивших оскомину штампов. Люк должен совершать геройские поступки, подтверждать свою репутацию искусного пилота, в любую свободную минуту закрывать глаза и взывать к Силе.

У Лукаса Люк только после встречи с Йодой начал учиться и понимать, что такое быть джедаем. До этого он всё произошедшее с ним наверняка воспринимает как невероятную, мистическую историю — которую позднее вытеснили другие, более яркие, впечатления: знакомство с Повстанцами, управление истребителем, борьба с Империей, новые друзья. Не будем забывать, что Люк — девятнадцатилетний парнишка с захолустного Татуина, фермер, вряд ли получивший хоть какое-то образование и никогда не видевший ничего, кроме бант, песчаных дюн и влагоуловителей. Новая жизнь и новый, большой мир захватывают его. Бен Кеноби, джедаи, световые мечи, неведомая Сила — всё это круто, но это где-то там, в другом измерении, промелькнуло и пропало; а рядом — война, армейский быт, база Повстанцев, братья по оружию, юношеские забавы, дружеские беседы в казарме после ужина, эйфория малых и больших побед, впервые испытанное осознание причастности к чему-то важному.

В новом каноне Люк непрерывно рефлексирует, размышляет о Силе, о Бене Кеноби, о джедаях. Никто не пишет о том, как он сидит в баре в компании друзей-пилотов, с добродушной усмешкой пропускает шуточки в свой адрес, пытается разобраться в устройстве «крестокрыла», краснеет от внимания бойких девчонок на повстанческой базе, привыкает к воинской жизни и по ночам иногда скучает по Татуину.

К сожалению, и Джейсон Фрай не сделал ничего, чтобы съехать с проторенной колеи. Между тем, роман «Оружие джедая» входит в цикл «Journey to the Star Wars: The Force Awakens», то есть, подготавливает читателей к новой встрече с хорошо знакомыми героями, выстраивая мостик между двумя эпохами. По идее, история о молодом Люке должна была дать какой-то ключик к пониманию поступков Люка-старшего, но стала просто ещё одним рассказом о приключениях юного Скайуокера. Мораль в романе, разумеется, прочитывается: оружие джедая — это не световой меч и даже не умение использовать Силу, а способность слиться с ней, довериться ей, стать её проводником. Но такая идея была бы откровением, если б не существовало Эпизодов V и VI, не говоря уже о сонме книг из Расширенной Вселенной.

Не могу сказать, что книга плоха. Её можно охарактеризовать словом «мило», а Джейсону Фраю поставить «четвёрку» за усердие. Увы, больше я не могу ничего отметить — в «Оружии джедая» нет ни каких-то оригинальных идей, ни острых моментов, заставляющих переживать, что будет дальше, ни неожиданных коллизий, после которых хочется аплодировать мастерству и фантазии автора.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Люк Скайуокер, The Weapon Of A Jedi, Сарко Планк

Centax

Centax в соцсетях