• Блог
  • «Пробуждение Силы»: рецензия


«Пробуждение Силы»: рецензия

Хан Соло и Лейя - сцена из Пробуждения Силы

Предупреждение: статья содержит спойлеры!

Я довольно долгое время не могла собраться с духом и написать эту рецензию. Седьмой эпизод «Звёздных войн» оставил после себя противоречивые ощущения, и мне хотелось, чтобы эмоции немного «отстоялись», а отзыв получился бы более беспристрастным. Но потом я поняла, что на переосмысление мне потребуется гораздо больше времени,— и, возможно, прочтение новеллизации Алана Дина Фостера,— поэтому рецензия получилась такой, какая есть: по горячим следам.

Скажу сразу: мне не то чтобы не понравилось, но… от фильма осталось какое-то непонятное послевкусие, как от рыбьего жира, упакованного в подслащенную глицериновую капсулу. Возможно, мои ожидания были чересчур идеализированы. Помните, когда «Дисней» купил «Звёздные войны», то у всех вначале была реакция шока и неприятия, которая потом сменилась надеждой на то, что франшиза, к которой приложили руку самые именитые продюсеры, режиссёры и сценаристы, получит второе дыхание и заиграет новыми красками? Конечно же, я тоже надеялась на чудо. Тридцать с лишним лет после Эпизода VI; воображение рисовало футуристичные пейзажи, обновлённые технологии и новую галактику, в которой Республика одержала верх над тоталитарной Империей Палпатина. Я понимала, конечно, что победа на Эндоре не означала бы одновременной победы во всей галактике — так, будто кто-то взял и включил свет. Но мне хотелось верить в то, что лёд тронулся, и что бурные весенние потоки постепенно смоют всю грязь. Именно таким был идейный посыл «Возвращения джедая»: зло повержено, и всё возвращается на круги своя — Республика, мир, свобода и даже джедаи.

ЧубаккаРежиссёр Джей Джей Абрамс, по его словам, смотрел обе трилогии «Звёздных войн» не один раз. Возможно, он углядел в них что-то, что не увидели остальные, но в его концепции пост-Эндора нет никакого праздника и никакой надежды. Остатки Империи по мирному договору отступили во Внешние Территории, а остальная часть галактики досталась Новой Республике — о которой из фильма мы не узнаём практически ничего, за исключением того, что она существует. Звёздные системы по-прежнему заполоняют бандиты, охотники за головами, мошенники, пираты и контрабандисты, а простые люди всё так же влачат своё жалкое существование на захолустных мирах вроде Джакку. За 30 с лишним лет не случилось никакого прогресса, кроме видоизменённых бластеров и истребителей.

Всё выглядит так, будто Эпизода VI никогда не существовало. Люк усвоил джедайские премудрости, стал сильным джедаем и стоит на пороге возрождения Ордена? Забудьте. Люк просто исчез. Никто не знает, где он. Никто не знает, чего он смог достичь за эти тридцать лет. Хан и Лейя? Разведены. Лэндо Калриссиан? Его даже в титрах нет. Ощущение такое, будто вы смотрите спектакль, сопереживаете сюжету, восхищаетесь игрой актёров — а потом вдруг с неба опускается гигантский тапок и прихлопывает всех стоящих на сцене.

Джей Джей Абрамс, несмотря на свои заверения в трепетном отношении к классической трилогии и всепоглощающей любви к «Звёздным войнам» всё-таки создал совершенно новую инкарнацию «Star Wars» «по мотивам». Там есть звёздные разрушители, бороздящие просторы космоса, там есть бои на световых мечах, Большая Троица главных героев и даже «Тысячелетний Сокол». Но это — альтернативная вселенная, такая же, какую он сотворил в «Стар Треке». На ней повсюду стоят его печати, и отовсюду торчат круглые уши Микки Мауса.

Фильм красив. Бесспорно, он очень красив и способен выдавить слёзы умиления из глаз завзятого фаната — особенно, если это фанат классической трилогии. Музыка Джона Уильямса создаёт нужный настрой: фанфары звенят, хор скрипок то буйствует в яростном крещендо, то затихает почти до шёпота. Спецэффекты прекрасны, проработка интерьеров радует глаз. Грим, натуральные эффекты, костюмы и общая концепция дизайна всевозможных экзотов и животных радуют чуть меньше, но тоже хороши. Панорама с «Тысячелетним Соколом» и знаменитая сцена «Чуи, вот мы и дома» заставит рыдать особо впечатлительных поклонников старой саги.

Отдельно — о сюжете. Джей Джей Абрамс, похоже, так любил классическую трилогию «Звёздных войн», что решил её переписать. В результате вас весь сеанс не покидает ощущение, что вы смотрите не продолжение, а ремейк. Причём, Абрамсу удалось почти невозможное: превзойти оригинальный фильм по части сюжетных нестыковок, вольных допущений,  лакун и просто моментов, которые вызывают недоумение.

Девушка Рэй, главная героиня, живёт на захудалой планетке Джакку, которая стала свалкой космических кораблей; она периодически извлекает из этих кораблей запчасти и продаёт на местном рынке, чтобы купить немного еды. Живёт так Рэй с самого раннего детства, лет с пяти — совершенно одна, на планете, населённой бандитами, проходимцами и просто головорезами. Вы верите в такой исход событий? Но это ещё что: придёт время, и она будет пилотировать звездолёт, который видит в первый раз, и использовать приёмы Силы, о которых узнала десять секунд назад. Джедаи, которые благоговели перед Энакином Скайуокером и называли его «избранным» — как же им должно быть сейчас смешно.

Похищенный По Дамероном и Финном СИД-истребитель, который падает на Джакку и оказывается почти как раз у того самого места, где живёт Рэй. Хан и Чуи, которые много лет ищут похищенный у них «Сокол» и пролетают мимо Джакку как раз в тот момент, когда оттуда взлетает «Сокол», пилотируемый Рэй. Пафосная командирша штурмовиков в пафосной хромированной броне, которая по первому же требованию противника делает то, что от неё требуют. Пролёт истребителей над «траншеей» «Звезды Смерти» — то есть, простите, базы Старкилер. Планета, разрушающаяся от одного врыва и оружие, которое может высасывать энергию находящегося за десятки световых лет солнца. Так и хочется сказать: Джей Джей, тебе не стыдно?..

Теперь — о героях, новых и старых. Рэй (Дейзи Ридли) очаровательна, очень пластична, эмоциональна и играет очень искренне. Это — главная находка создателей фильма. Рэй — самая настоящая героиня «Звёздных войн», в которой есть что-то и от Падме (не в смысле внешности, хотя и это — тоже), и от Лейи, и даже от Хана. Хан… Ну, это Хан. Зрители в зале неистово ликовали, когда впервые его увидели. Харрисон Форд за сорок лет не растерял ни грамма своего обаяния, а лишь приобрёл выдержку, как благородное вино. Всё то позитивное, что есть в этом фильме, я отношу на счёт Форда и Ридли. Их дуэт очень гармоничен.

Рэй и BB-8

Финн (Джон Бойега) вызывает не столько раздражение, сколько какое-то эмоциональное неприятие. Он не вписывается. Он — как стендап-комик, случайно попавший в кадр во время съёмок «Пробуждения Силы».

По Дамерон (Оскар Айзек), похоже, нужен только как триггер, запускающий определённые события. Внятной роли у него нет. Ещё смешнее ситуация с капитаном Фазмой (Гвендолин Кристи), которую усиленно пиарили как «первую в „Звёздных войнах“ женщину — отрицательную героиню», но которая, в итоге, проводит на экране суммарно минут пять, и всё это время не снимает брони и шлема.

Маз Каната вызывает лёгкое недоумение. Во-первых, она похожа на куклу из шоу «Маппеты». Во-вторых, непонятно, зачем нужно было приглашать красивую актрису Люпиту Нионго для создания mo-cap образа какого-то миньона.

Совершенно не понравилась Лейя. Она и в класической трилогии играла не особенно хорошо, но это компенсировалось юношеской энергией и обаянием. Теперь же у Керри Фишер не осталось и этого, и выглядит она  немного пародийно.

Кайло Рен. О, об этом персонаже много спорят, и некоторые утверждают при этом, что Абрамс сделал отличный ход, заключив под маской Зла существо истеричное, неуверенное в себе и закомплексованное — мол, Кайло прекрасно осознаёт несоответствие своего внутреннего «я» тому образу, каким он хотел бы себя видеть, и поэтому носит маску. А я вам скажу, что человек, который хладнокровно рубит мечом ни в чём не повинных людей — это не тварь дрожащая, а хищник. Так что налицо — явный мискастинг и сценарная недоработка образа.

Думаю, что я посмотрю фильм ещё раз, когда он выйдет на DVD, и сверю впечатления. Пока что моя оценка — 7 из 10, и не в последнюю очередь благодаря Рэй и Хану. Без них, боюсь, было бы что-то около 4 из 10.

7Overall5Сценарий8Визуальный ряд8Музыка7Игра актёров7Зрелищность

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Эпизод VII, рецензии

Centax

Centax в соцсетях