Как Дисней купил Lucasfilm

Как Дисней купил Lucasfilm

Один из выходных дней прошлого октября Роберт Айгер, генеральный директор компании Walt Disney, провёл за просмотром всех шести фильмов «Звёздных войн». Конечно же, он видел их и раньше, но на этот раз он делал пометки. «Дисней» вёл секретные переговоры, целью которых была покупка Lucasfilm — компании, основанной создателем «Звёздных войн» Джорджем Лукасом,— и Айгер должен был особенно тщательно подготовиться.

Фильмы освежили воспоминания Айгера о Люке Скайуокере, рыцаре-джедае, которому нужно пройти через испытания, и его антагонисте Дарте Вейдере, Владыке Ситов, который (спойлер 30-летней давности) в итоге оказывается его отцом. Из этих фильмов Айгер хотел узнать, есть ли в резерве у Lucasfilm достаточное количество сравнимого по ценности материала — или, иначе, интеллектуальной собственности,— для следующих выпусков «Звёздных войн». Любому более-менее серьёзному поклоннику известно, что их всегда предполагалось девять. Но как «Дисней» мог бы оценить рыночную стоимость вымышленной галактики? Какова, например, была численность её населения?

Как оказалось, Лукас уже провёл каталогизацию. Его компания содержала базу данных под названием «Голокрон» — в честь кристаллической формы куба, приводимого в действие Силой. «Голокрон» в реальном мире включает в себя 17 000 персонажей из вселенной «Звёздных войн», населяющих тысячи планет во временном промежутке продолжительностью более 20 000 лет. Изучение всего этого заняло бы у «Диснея» довольно много времени, поэтому Лукас предложил компании гида — Пабло Идальго. Идальго, член-основатель Ассоциации фанатов «Звёздных войн», ныне является менеджером по марочным коммуникациям (brand communication manager) в Lucasfilm. ""Голокрон" может поначалу ошеломить",— говорит Идальго, у которого есть пунктик насчёт точной выверки канона: как правильно произносить слово «Wookiee» или как составить точный список тех, кто встречался с Йодой во время его уединения на болотах Дагобы.

Тайные переговоры в конце концов привели к тому, что в октябре было объявлено о покупке Диснеем Lucasfilm за 4 миллиарда долларов, а герои и злодеи «Звёздных войн» присоединились к компании таких культовых персонажей, как Железный Человек, Базз Лайтер и Микки Маус. Дисней ввёл и без того легко приходящих в волнение поклонников «Звёздных войн» в полный экстаз, обнародовав план по выпуску давно обещаной финальной трилогии — начиная с 2015 года. Энтузиазм фанатов достиг пика в январе, когда Джей Джей Абрамс, режиссёр успешно перезапущенного в 2009-м году «Star Trek», согласился поработать над первым фильмом [новой трилогии]. «Мечта сбывается»,— ликовал Джейсон Суонк, ведущий еженедельного подкаста RebelForce Radio.

Сделка как нельзя лучше совпадает с планами Айгера относительно «Диснея». Он хочет обеспечить будущее компании — как в творческом смысле, так и в плане конкурентоспособности,— сегодня, когда потребители чрезмерно пресыщены благодаря быстрому росту сетей кабельного телевидения и повсеместному распространению интернета. «Этот мир сейчас прощает меньше, чем когда бы то ни было,— говорит он.— Чтобы преуспеть, нужно сделать что-то поистине великое». Частью стратегии Айгера является приобретение компаний, которые можно назвать «мини-Диснеем»: таких, как Pixar и Marvel. Они являются источником поставки культовых персонажей, которые могут играть роль локомотива для всего остального бизнеса «Диснея», от фильмов и телешоу до тематических парков, игрушек и так далее. Устремления Лукаса были не столь честолюбивыми. В свои 68 он был готов уйти на покой и оставить тот выдуманный мир, который он создал — но он не хотел, чтобы кто-то осквернил его.

«Я никогда не был так уж сильно зациклен на деньгах,— говорит Лукас.— Я, скорее, зациклен на кино, и деньги я в основном зарабатывал для того, чтобы не позволить никому заполучить контроль над моими фильмами». Лукас говорит по телефону, неохотно давая интервью о продаже Lucasfilm. Он рассказывает известную историю о том, что он никогда не стремился быть богатым и могущественным. Он просто хотел снимать экспериментальные фильмы — такие, как THX-1138,— о фантастическом мире, где секс поставлен вне закона, а людей заставляют принимать наркотики, и брутальные андроиды строго следят за тем, чтобы правила выполнялись.

У Лукаса с THX-1138 был неприятный опыт. Warner Brosers буквально вырвали фильм из его рук и изрядно сократили, прежде чем выпустить на экраны в 1971 году. Universal сделал то же самое со следующим фильмом Лукаса, «Американскими граффити», который он снимал в своём родном городе Модесто в штате Калифорния. Правда, в отличие от THX-1138, «Американские граффити» имели успех.

Лукас, памятуя о том, как обошлись киностудии с его предыдущими фильмами, в своём следующем проекте, «Звёздные войны, Эпизод IV: Новая надежда», решил использовать иной подход. Он отклонил жалованье в 500 тысяч долларов за режиссирование собственного фильма, запросив вместо этого 50 тысяч и права на все сиквелы. Эпизод IV, который вышел в 1977-м, и два последовавших за ним фильма, включая переиздания, собрали в общей сложности 1,8 миллиарда долларов. После этой первой трилогии Лукас был достаточно богат, чтобы делать лишь то, что ему нравится. Он мог, например, продюсировать фильм режиссёра Пола Шрадера «Mishima: A Life in Four Chapters», артхаусную постановку с музыкой Филипа Гласса, который собрал в прокате всего 500 тысяч. Или снять телесериал о юных годах Индианы Джонса — сорвиголовы-археолога, которого он придумал вместе со Стивеном Спилбергом. В отличие от «В поисках затерянного ковчега», «Хроники молодого Индианы Джонса» были задуманы как экскурсы в историю: в одном из эпизодов юный Индиана знакомится с Сиднеем Бише, талантливым саксофонистом из Нового Орлеана, и учится играть джаз.

В начале 1990-х Лукас представил идею сериала Айгеру, который от чтения прогноза погоды на кабельном ТВ поднялся до уровня председателя правления ABC. Они встретилсь на Ранчо Скайуокер, поместье площадью 6100 акров, расположенном в округе Марин штата Калифорния. Айгер колебался, однако Индиана Джонс был одним из самых популярных киногероев всех времён. «Мне очень хотелось поработать с этим [материалом],— говорит Айгер.— И потом, это же был Лукас». Айгер дал сериалу зелёный свет и обеспечивал его выход на ABC в течение двух сезонов, хотя он так и не смог набрать аудиторию и оформиться в художественном плане во что-то цельное. «Было трудно,— говорит Лукас о „Хрониках“.— Но он [Айгер] относился ко всему с большим пониманием».

В 1999 году Лукас выпустил на экраны Эпизод I «Звёздных войн» — «Скрытую угрозу». В общей сложности все три фильма второй трилогии заработали в прокате около 2,5 миллиардов долларов, однако многие фанаты посчитали их провалом. Особенное неудовольствие вызвал у них неуклюжий Джа Джа Бинкс с планеты Набу — создание с ужасным ямайским акцентом, ставшее объектом насмешек в мультсериалах «Южный парк»и «Симпсоны».

Критика дошла до Лукаса. Он почувствовал, как трудно говорить о творчестве, когда люди называют тебя идиотом. «До появления интернета всё было прекрасно,— говорит он.— Но теперь, с приходом интернета, [в людях] стало больше желчности, а отношения переходят на более личный уровень. И вы спрашиваете себя: „Да зачем мне это нужно?“» В то же самое время, Лукас отказывался от мысли поручить свою вселенную кому-либо ещё. «Мне кажется, он чувствовал себя пленником „Звёздных войн“, и это ощущение с годами только усилилось»,— говорит Дэйл Поллок, автор книги «Skywalking: The Life and Films of George Lucas».

Тем временем, Айгер продолжал свою карьеру в ABC. После того, как в 1996 году «Дисней» купил эту сеть, Айгер сделался формальным преемником председателя правления Disney Майкла Эйшера. Почти десять лет Айгер оставался в тени своего влиятельного наставника. Но в 2005 году компания оказалась в трудном положении. Некогда продуктивный отдел анимации вот уже несколько лет не выдавал ни одного хита, а несговорчивый Эйшер отпугнул многих акционеров. Совет директоров Disney попросил Айгера взять контроль в свои руки. До этого его все оценивали довольно скептически, и даже в собственном журнале его описывали как «заурядного и предсказуемого», и никто не предполагал в нём способности к стратегическому мышлению.

У Айгера, тем не менее, было очень ясное видение ситуации. Он понимал, что успех «Диснея» базируется на эксплуатации популярных персонажей. Это была стратегия, которую впервые использовал Уолт Дисней с Микки Маусом и героинями волшебных сказок братьев Гримм — Белоснежкой и Золушкой. Позднее таким же способом «Дисней» превратил «Короля-льва», свой хитовый мультфильм, в регулярное бродвейское шоу. «Пираты Карибского моря», тематический парк равлечений, нашёл подолжение в нескольких кинофильмах и последовавших за ними сопутствующих книгах и видеоиграх.

Айгер ускорил этот процесс, сделав несколько приобретений. Первым была покупка в 2006-м году за 7,4 миллиарда долларов анимационной студии Pixar. Айгер лично вёл переговоры со Стивом Джобсом, который в ту пору был президентом Pixar. По условиям сделки Айгер сохранил всю творческую команду, возглавляемую Джоном Лассетером, и позволил им продолжать деятельность в своей штаб-квартире в Сан Франциско, сократив вмешательство в рабочий процесс до минимума. «Мы со Стивом потратили больше времени на то, чтобы согласовать вопросы социального характера, и меньше — на финансовые проблемы,— говорит Айгер.— Он считал, что поддержка внутренней культуры Pixar является главной составляющей их творческого успеха. Он был прав».

Со сделкой «Дисней» обрёл новый источник для производства кинохитов, а Джобс стал членом правления компании и её крупнейшим акционером. Айгер вспоминает, что время от времени тот мог позвонить и сказать: «Привет, Боб, я тут посмотрел фильм, который вы вчера выпустили — это полный отстой». Тем не менее, генеральный директор компании «Дисней» считает: в том, чтобы иметь Джобса в качестве друга и консультанта, было «больше плюсов, чем минусов».

В 2009 году Айгер провёл для «Диснея» аналогичную сделку по покупке Marvel Entertainment за 4 миллиарда долларов. И вновь Айгер сохранил всё прежнее руководство этой компании: генерального директора Marvel Айзека Перлмуттера и главу Marvel Studio Кевина Фейджа. Он полагал, что «Дисней» извлечёт пользу из их отличной осведомлённости о жанре фильмов про супергероев. И, хотя за покупкой Marvel не последовало присоединение к компании таких звёзд, как Джобс или Лукас, приобретение окупилось сторицей. В прошлом году «Дисней» выпустил на экраны «Мстителей» — первый фильм [по франшизе] Marvel, дистрибьюцией и продвижением на рынке которого он занимался. Фильм собрал кассу в 1,5 миллиарда долларов по всему миру, став третьим по счёту из самых прибыльных кинофильмов в истории. «Успех превзошёл ожидания»,— говорит Джессика Коэн, медиа-аналитик из Bank of America Merrill Lynch.

Несмотря на то, что «Дисней» освоил прибыльное кинопроизводство благодаря Pixar и Marvel, он столь же успешно использует свою франшизу для продвижения других направлений деятельности. В июне он открыл «Carsland» («Тачки-лэнд»), аттракцион, основанный на популярном мультфильме от Pixar, который возродил к жизни умирающий парк Disney California Adventure в Анахайме. Сегодня Айгер подумывает о создании парка аттракционов Marvel в Калифорнии и за границей. Канал ABC разрабатывает S.H.I.E.L.D., праймтаймовый телевизионный сериал об одноимённом агентстве контрразведки из «Мстителей».

Но не всё, что делал «Дисней», оказалось успешным. Прошлогодний «Джон Картер» с треском провалился в прокате, и подобные неудачи неизбежно будут иметь место и в дальнейшем. Таков кинобизнес. Но большое количество держащихся на популярных героях франшиз «Диснея» вкупе с непрофильными направлениями бизнеса — такими, как ESPN,— превратило его в довольно уникальное явление на фоне экономики Голливуда, построенной на взлётах и падениях: диверсифицированную компанию, показывающую стабильный рост. Последние три года чистый доход компании и производственная прибыль устойчиво повышались, а стоимость фондов удвоилась с тех пор, как в марте 2005-го года Айгер стал генеральным директором. К тому же, успех, сопутствовавший покупке Pixar и Marvel, воодушевлял Айгера на поиски новых «мини-Диснеев». Lucasfilm возглавлял этот список.

В мае 2011-го Айгер отправился на самолёте во Флориду, в Walt Disney World Resort, на открытие «Star Tours: The Adventures Continue» — обновлённого аттракциона под маркой «Звёздных войн», который создавал у посетителей иллюзию путешествия по космосу с целью посещения таких планет, как Татуин. Лукас проявлял большой интерес к этому аттракциону и каждые две недели на протяжении нескольких лет лично проверял, как идёт строительство.

Утром, в день открытия «Star Tours», Айгер пригласил Лукаса на завтрак в Hollywood Brown Derby, один из ресторанов Disney World. По такому случаю он был закрыт для посетителей, и двое мужчин могли спокойно поговорить. Айгер, только что вернувшийся с ежедневной разминки, заказал йогуртовый парфе. Лукас соблазнился одним из больших омлетов, которые подают в Brown Derby. Они обменялись любезностями. Потом Айгер спросил, не намерен ли Лукас когда-нибудь подумать о продаже своей компании.

Лукас ответил, что недавно отпраздновал свой 67-й день рождения и начал всерьёз подумывать об уходе от дел. Так что, возможно, за этим последует продажа компании. «Я не готов обсуждать это сейчас,— сказал он Айгеру.— Но когда буду готов, то с удовольствием поговорю».

Айгер приложил все усилия для того, чтобы скрыть своё волнение и сказал ему: «Позвоните, когда надумаете». После этого обоим пришлось взять в руки световые мечи и устроить шуточное сражение, открывая тем самым аттракцион. Они встали на сцене рядом с актёром в костюме Дарта Вейдера перед несколькими сотнями поклонников «Звёздных войн», горячо приветствовавших их. Айгер был впечатлён навыками Лукаса. «Он очень умело обращался с этим световым мечом,— вспоминает Айгер.— В этом деле он был гораздо большим мастером, чем я».

Айгер и Лукас на открытии Star Tours

Лукас всегда внимательно следил за тем, как «Дисней» управляет Pixar — которую он продолжает называть «моя компания». Он основал её под названием Lucasfilm Computer Division в 1979 году, а шесть лет спустя продал Джобсу. Он называл решение «Диснея» не вмешиваться в дела Pixar «блестящим». Он полагал, что если он продаст Lucasfilm «Диснею», то у него по-прежнему будет возможность сохранить некоторое влияние на свою вымышленную вселенную. Многое зависело от того, кто возглавит Lucasfilm после его ухода.

Он пригласил Кэтлин Кеннеди отобедать с ним в Нью-Йорке. Она была одним из основателей Amblin Entertainment, который произвёл большое количество хитов, включая «Парк юрского периода» и «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Она также была близким другом Лукаса на протяжении более двух десятилетий. «Полагаю, ты слышала, что я всерьёз собираюсь уйти на покой»,— сказал ей Лукас.

«Вообще-то, нет»,— отвечала она.

Лукас спросил, не заинтересует ли её предложение возглавить Lucasfilm. Кеннеди, вероятно, была огорошена новостью — но, по счастью, согласилась принять предложение. «Когда Кэти дала согласие, мы принялись обсуждать перезапуск всей франшизы,— говорит он.— Я собирался оставить [Lucasfilm], поэтому я сказал: „Итак, мне предстоит вдохнуть в компанию новую жизнь, чтобы она могла функционировать без меня, и нам нужно что-то сделать, чтобы вызвать к ней интерес“. Потом я сказал: „Ладно, давай снимем эти фильмы“».

Чтобы начать работу над сценарием для Эпизода VII, Лукас и Кеннеди наняли сценариста Майкла Арндта, который получил «Оскара» за «Маленькую мисс Счастье». Им удалось заполучить в качестве консультанта Лоуренса Кэздана, написавшего сценарии для «Возвращения джедая» и «Империя наносит ответный удар». Лукас начал переговоры с актёрами из классической трилогии — такими, как Марк Хэмилл, Кэрри Фишер и Харрисон Форд,— об их участии в [новых] фильмах. В июне 2012-го он позвонил Айгеру.

В течение последовавших за этим пятимесячных переговоров Лукас не уставал повторять, что лучше всего с работой над следующей трилогией «Звёздных войн» справятся его преданные Lucasfilm сотрудники. «У меня была команда очень, очень талантливых людей, которые работали в компании много, много лет и прекрасно понимали, как рекламировать „Звёздные войны“, как работать с лицензированием и как создавать фильмы,— объясняет Лукас.— Я сказал: „По моему мнению, было бы мудро сохранить какую-то часть этого неизменной. Нам нужно несколько человек, чтобы управлять собственностью; вы знаете, кто был назначен заниматься этим, и мы уверены, что всё сделали правильно“».

Айгер понимал озабоченность Лукаса. "Джордж сказал мне однажды, что, когда он умрёт, о нём скажут: «Джордж Лукас, создатель „Звёздных войн“»",— говорит он. Однако он хотел удостовериться, что Лукас, который привык контролировать каждый аспект «Звёздных войн», от дизайна декораций до содержимого коробок с завтраком, понимает — решающее слово касательно любого из последующих фильмов будет за «Диснеем», а не за Lucasfilm. «Мы должны были прийти к пониманию: если мы приобретаем компанию, то — несмотря на многие часы, проведённые за дружескими беседами, и готовность к сотрудничеству,— только мы будем принимать окончательное решение по всем вопросам»,— говорит Алан Хорн, председатель совета директоров Walt Disney Studios.

Лукас согласился — в теории. На самом деле, его тяготила мысль о том, что он утратит контроль [над компанией]. По словам Кеннеди, каждую неделю до своего отлёта в Лос Анджелес она спрашивала Лукаса, как он себя чувствует. Иногда он казался невозмутимым. Иногда — нет. «Я уверена, что время от времени он спрашивал себя, готов ли он действительно уйти, и приходил в замешательство».

Поначалу Лукас не стал показывать ["Диснею"] черновые наброски для следующих трёх фильмов «Звёздных войн». Когда руководители компании попросили показать их, он заверил, что сценарии будут великолепными и сказал, что они просто должны ему поверить. «В конце концов, мне пришлось сказать: „Слушайте, я знаю, что делаю. Покупка моих историй — это часть того, ради чего затевалась сделка. Я занимался этим 40 лет, и довольно успешно“,— говорит Лукас. -Я ведь мог сказать: „Ну что ж, ладно, я просто продам компанию кому-нибудь ещё“».

Как только Лукас получил от «Диснея» письменные гарантии касательно общих аспектов сделки, он согласился показать наброски сценариев — но настоял, чтобы их прочитали только Айгер, Хорн и Кевин Майер, исполнительный вице-президент Disney, отвечающий за корпоративную стратегию."Мы пообещали,— говорит Айгер.— Мы должны были подписать соглашение".

Когда Айгер, наконец, смог добраться до черновиков, он возликовал. «На наш взгляд, с литературной точки зрения у них был большой потенциал»,— говорит он.

В конце октября Айгер предложил Лукасу прилететь в штаб-квартиру «Динея» в Бёрбанке, чтобы подписать документы. Ему показалось, что Лукас выглядит грустным. «Когда он поднёс ручку к листу бумаги, я не заметил в нём колебания,— говорит Айгер.— Но я заметил, что эмоции переполняют его. Он говорил „до свидания“».

Зато сам Айгер летал, словно на крыльях. На следующий день после подписания соглашения он развлекал свою семью на Хэллоуин. «Я был Дартом Вейдером»,— говорит он.

«Я почувствовал волнение в Силе — будто миллионы фанатов одновременно испытали шок»,— написал в Твиттере один потрясённый новостью мальчик. Это было общим настроением в тот день. Фанаты тоже видели, что произошло после покупки «Диснеем» Pixar и Marvel, и многие полагали, что компании можно доверить R2-D2 и принцессу Лейю. «То, как они обходились с наследием Marvel, позволило им получить кредит доверия у большого количества фанатов»,— говорит Суонк, со-ведущий Rebel Force Radio.

Согласие Айгера сохранить Lucasfilm с Кеннеди у руля в неприкосновенности почти немедленно принесло свои плоды. Ещё до официальной регистрации сделки, которая произошла в начале декабря, Кеннеди обратилась к агенту Дж. Дж. Абрамса с предложением: не хотел ли бы он режиссировать Эпизод VII. «Ответ пришёл очень быстро: „Нет, не думаю, что я хочу участвовать в этом“,— говорит Кеннеди.— Он с головой ушёл в финализацию [фильма „Star Trek Into Darkness“, сиквела к его первому „Star Trek“]. Он посчитал, что ему будет неинтересно исследовать столь похожие территории».

Кеннеди упорствовала. Вместе с Арндтом и Кэзданом она навестила Абрамса в Санта Монике, в штаб-квартире его продюсерской компании Bad Robot. «Когда мы закончили,— пару часов спустя,— он изменил своё мнение на 180 градусов»,— говорит она.

«Быть причастным к следующему появлению „Звёздных войн“ — это гораздо более захватывающе, чем я могу описать словами»,— говорит Абрамс.

В январе Лукас объявил о помолвке с Меллоди Хобсон, инвестиционным менеджером из Чикаго, и большую часть времени он проводил в её родном городе. Однако, несмотря на это, он посещал встречи, на которых обсуждался сюжет нового фильма, и выносил свой вердикт по поводу физических законов и другой атрибутики вселенной «Звёздных войн». «Главным образом, я говорил: „Так делать нельзя. Вы должны сделать вот так“,— рассказывает Лукас.— Или же: „У этих машин нет колёс. Они используют для движения антигравитацию“. Существует миллион мелких деталей. Например, я мог сказать: „У него нет возможности сделать это“ или „Он должен это сделать“. Я знаю весь этот материал».

Когда его спросили, появятся ли в Эпизоде VII актёры из классических «Звёздных войн», и связывался ли он с ними до завершения сделки, чтобы держать их в курсе дел, Лукас сказал: «Мы уже подписали [к тому времени] контракт с Марком, Кэрри и Харрисоном — ну или, по крайней мере, находились очень близко к завершающей стадии переговоров. Поэтому я позвонил им, чтобы сказать: „Знаете, вот ведь в чём дело“.— Он сделал паузу.— Возможно, мне не следовало об этом говорить. Думаю, они хотели объявить это с большой помпой, но переговоры мы действительно вели». Потом он добавил: «Не стану говорить, успешными были переговоры или нет».

Айгер сейчас занят подготовкой механизма, который начнёт выпускать на-гора игрушки под маркой «Звёздных войн», соответствующие тематические парки аттракционов и всё то прочее, что «Дисней» сочтёт подходящим для эксплуатации франшизы. Он говорит, что рассчитывает увеличить объём продаж по всему миру изделий с маркой Star Wars, и что ABC и Lucasfilm обсуждают телевизионный сериал. В то же самое время Айгер поясняет, что не хочет сейчас делать ничего такого, что могло бы отвлечь внимание от предстоящих фильмов. «Я не хочу чрезмерно коммерциализировать [Star Wars] или раздувать излишний шум вокруг них»,— говорит он.— Моя работа состоит в том, чтобы не допускать этого".

Покупка Lucasfilm может оказаться последним большим достижением Айгера в «Диснее». Он планирует уйти с поста генерального директора в 2015 году, хотя останется председателем ещё в течение года после этого. Коэн из Merrill Lynch прогнозирует, что в этот промежуток времени «Дисней» не станет совершать никаких крупных сделок. «Думаю, это будет период пожинания плодов от сделок, которые Боб уже совершил»,— говорит она.

Айгер, похоже, как раз этим и занимается. В его кабинете есть стол, заставленный диснеевскими поделками, и там же лежат два световых меча. «Люди присылали мне очень много этих штуковин,— усмехается он, берет в руку один из мечей и взмахивает им перед воображаемым противником: — У меня получается всё лучше и лучше».

«Businessweek», Дэвин Леонард, 07 марта 2013 года

Поделиться ссылкой на статью:

Centax

Centax в соцсетях