Стадия подготовки к производству фильма началась в июле 2013 года в Pinewood Studios, одновременно с организацией британского отделения художественного отдела, отдела по созданию экзотических существ под руководством Нила Скэнлана и отдела по созданию костюмов, который возглавил Майкл Каплан. Существенное различие в работе над Эпизодом VII и предыдущими фильмами «Звёздных войн» состояло в том, что сейчас у каждого отдела была своя, тщательно подобранная команда дизайнеров.
Помощник художника-постановщика Даррен Гилфорд отправился в Пайнвуд, чтобы контролировать работу всех трёх отделов и обеспечивать творческое взаимодействие дизайнеров, находящихся по обе стороны Атлантики, а Рик Картер остался в Лос Анджелесе, продолжив работу с Джей Джеем Абрамсом и командой американских художников. «Мы работали, по сути, безостановочно,— вспоминает Гилфорд.— Когда мы в Лондоне ложились спать, за работу бралась команда из Лос Анджелеса. Это был непрерывный 24-часовой процесс, во время которого мы выкладывались по полной».
Тем временем, в столице Объединённых Арабских Эмиратов,
В преддверии прибытия в Великобританию основной съёмочной группы фильма, на площадках Pinewood Studios в начале 2014 года были сооружены первые декорации: ангар «звёздного разрушителя», внутренняя часть «Тысячелетнего Сокола» и кусочек поселения на Джакку. Всего было задействовано девять павильонов; некоторые из них использовались сразу для нескольких сцен. Однако студии ещё только предстояло узнать, каким колоссальным количеством реквизита, макетов, всевозможных декоративных элементов, костюмов и экзотических существ вскоре наполнятся эти стены.
Работа над художественными образами шла по всем фронтам. Планета «Старкиллер», база нео-империалистов, и их новые СИД-истребители подверглись очередной доработке. Художники также трудились над прообразом гуру — Маз и её игровым притоном / кантиной — и дроидом-компаньоном Джона Доу (По).
В сценарии будущего фильма появились две остросюжетные сцены: нападение
«Мы испробовали различные варианты того, как эти новые СИД-истребители могли бы приземляться,— вспоминает художник Джеймс Клайн.— И, конечно же, мы должны были спросить себя, каким образом оттуда выбраться. На мой взгляд, самый простой вариант — купить лестницу в магазине стройматериалов и приставить к выходному люку».
Размышляя над тем, чем занимается публика в казино / кантине Маз Канаты, художники представляли игру в «шахматы» (дежарик), битвы дроидов и азартные игры — например, рулетку. «Если вам нужно устроить бой на ринге, то совсем не обязательно использовать для этого огромных чудовищ,— говорит Иэн Маккейг.— Просто возьмите парочку туповатых дроидов, и путь они дубасят друг друга, как в „Войнах роботов“, а зрители будут делать ставки».
Август 2013 года был ознаменован приятным событием для «визуалистов», работавших в Сан-Франциско: их посетил Марк Хэмилл вместе со своей женой Мэрилу и сыном Нэйтаном. Они провели с дизайнерами всю вторую половину субботы, и Марк сыпал бесконечными историями со съёмочных площадок классической трилогии.
Марк Арндт в августе вернулся к работе над общей концепцией сценария Эпизода VII, и вскоре за этим уселся за написание предварительного чернового варианта. Были проработаны детали локации
Дизайн «экзотического города», который должен был стать резким контрастом с Джакку, впитал элементы
Художники работали над концепцией призрака Энакина Скйауокера. «Он, вероятно, колеблется между Дартом Вейдером и Энакином,— предполагал Иэн Маккейг,— поэтому давайте представим его в виде человека, в ком есть и Светлая, и Тёмная Сторона. Причина, по которой Люк предстаёт перед нами в новом свете, состоит в том, что он — первый, кто осознал свою тёмную Сторону и то, что она неотделима от него».
Режиссёр Джей Джей Абрамс предложил дать Джону Доу (По) шарообразного дроида-компаньона и даже нарисовал эскиз. Концепцию этого дроида по прозвищу «Злюка» (Surly) в середине июля 2013 года разработал художник Кристиан Альцман.
В сентябре 2013 года случились перемены в команде калифорнийских концепт-дизайнеров: Иэн Маккейг и Эрик Тименс переключились на другую работу, а к команде присоединились Том Тенери («Обливион»), Фаусто Де Мартини («Робокоп» 2014) и Мэтт Элсоп («Годзилла» 2014). Тенери и Де Мартини, в чью задачу входило, преимущественно, прототипирование транспортных средств, работали в Лос Анджелесе на студии Bad Robot и получали указания непосредственно от Джей Джея Абрамса и Рика Картера. Элсоп присоединился в Гилфорду в его расположенном в Пайнвуде художественном отделе.
Дизайны брони и оружия штурмовиков, снежных штурмовиков и штурмовиков-огнемётчиков в сентябре получили предварительное одобрение режиссёра. В то же самое время была продолжена работа над дроидами и экзотическими существами, дизайн которых также был предварительно одобрен. База «Старкиллер» и локация с упавшим на планету «звёздным разрушителем» требовали дальнейшей проработки. Тем не менее, предложенный Тименсом дизайн торговой точки, расположенной в центре приграничного поселения на Джакку, задал направление для проектирования всей остальной инфраструктуры, которая позднее была воздвигнута на соляных равнинах в окрестностях
В октябре 2013 года «визуалисты» принялись за замок, вдохновившись работами Ральфа Маккуорри, которые он сделал для замка Дарта Вейдера. Но теперь это был замок принцессы Лейи, где наша компанния героев должна была найти её после отбытия из «экзотического города».
В конце октября Lucasfilm сообщил об уходе Майкла Арндта. Режиссёр Джей Джей Абрамс, с января выступавший в роли консультанта наравне с Саймоном Кинбергом и Лоуренсом Кэзданом, принял на себя обязанности по написанию сценария. Кристиан Альзман также покинул производство в октябре, переключившись на другие проекты ILM.
Объединённая творческая группа художников США и Великобритании сконцентрировалась на сцене нападения на деревню, расположенную на Джакку, а также на отшлифовке дизайна
Концепция «убийцы джедаев» также до сих пор не получила одобрения.
«Придумывание внешнего вида убийцы джедаев было равнозначно попытке посадить вертолёт на однопенсовую монетку,— вспоминает Глин Диллон, разработчик костюмов.— Мы не должны были чересчур увлекаться стилизацией под Вейдера, но в то же время не должны были слишком удаляться от этого образа».
После одиннадцати месяцев работы художники всё ещё находились в поисках подходящего дизайна для пресловутого «убийцы джедаев» — и были всё так же далеки от того варианта, который устроил бы режиссёра и продюсеров. Тем временем, отдел по созданию костюмов придумал первый набросок одеяния для главной героини, Киры, по запросу отдела пре-визуализации. Главной же победой стало утверждение 28 ноября 2013 года стиля «нео-штурмовиков», разработанного Майклом Капланом и дополненного художником Глином Диллоном и ZBrush-моделлером Сэмом Уильямсом.
Отдел по созданию экзотических существ продолжил придумывать разнообразных существ и дроидов, которые должны были населять приграничный посёлок и замок. Вместе с тем, оба художественных отдела сфокусировали свои силы на генерации идей для третьего акта сценария.
Съёмочная группа побывала на Гринэм Коммон (Greenham Common), бывшей базе Королевских военно-воздушных сил, расположенной в часе езды от Пайнвуда, после чего эта база стала главным кандидатом на роль следующей локации для съёмок Эпизода VII. Шесть вырытых в земле бомбоубежищ, предусмотренных на случай ядерной войны, решено было превратить в «экзотический город» — место, где расположен наполненный экзотическими посетителями бар Маз Канаты.
За год работы над Эпизодом VII художники создали десятки тысяч эскизов и рисунков. Основные съёмки должны были начаться ранним летом 2014 года, а сделать предстояло ещё очень и очень много, а пока можно было сделать небольшую паузу в предвкушении приближающихся рождественских праздников. Перед уходом на каникулы, 13 декабря 2013 года, Джей Джей Абрамс организовал совещание в офисе Bad Robot
Вспоминает Даррен Гилфорд: «Там были композитор Эпизода VII Джон Уильямс, там был Ларри Кэздан, и там были все важные люди из Lucasfilm и ILM, включая Кэтлин Кеннеди. Мы делали паузу на время рождества и Нового года, но я помню, что уходил из зала окрылённым — это было такое совершенно детское выражение восторга. Думаю, эта встреча стала поворотной точкой для многих людей. Энтузиазм Джей Джея был очень искренним и очень заразительным, и слушать его речи было так здорово».
Несколько дней спустя Кэздан и Абрамс приступили к написанию первого чернового варианта сценария, который пока что
* * *
По материалам книги «The Art of Star Wars: The Force Awakens»