• Блог


Рецензия на роман «Bloodline» Клаудии Грей

роман Клаудии Грей Bloodline

Читать роман на английском я начала практически сразу же после его выхода, но, дочитав примерно до второй трети, заскучала. Такое со мной при чтении «новоканонных» книг по «Звёздным войнам» случается довольно часто. Я не питаю особого предубеждения к новому канону и, хотя многое мне в нём не нравится, я всегда оставляю надежду на хорошую, увлекательную историю и интересных персонажей. Новыми и яркими литературными героями «Звёздные войны» Диснея пока похвастаться не могут — нет там ни Коррана Хорна, ни Исанн Айсард, ни принца Ксизора. Одна надежда — на старую гвардию в лице Люка, Лейи и Хана — уж они-то не подведут. Писать про них легко и весело: каждый автор, наверное, может представить, что скажет Лейя в той или иной ситуации, какую гримасу скорчит Хан и какое решение примет Люк. Их герои за сорок лет исследованы до мелочей, а количество историй, повествующих об их приключениях, не поддаётся никакому исчислению.

Предупреждение: в тексте рецензии имеются спойлеры.

Клаудии Грей в этом смысле повезло вдвойне: она писала роман про бойкую отважную принцессу, ставшую кинематографической иконой семидесятых-восьмидесятых, и про героиню, которую обожала с детских лет. Отпечаток этого личного отношения в романе очень заметен. Лейя затмевает собой всех; этот роман — пьеса одного актёра, где остальные герои появляются и исчезают только по мере необходимости, чтобы подать реплику или обеспечить прогресс сюжета. Единственная сцена, где на первый план выходят второстепенные персонажи — это история, в которой Грир Соннел и Джоф Систрайкер по заданию Лейи ведут расследование на планете Памарт и пытаются понять, куда ведут нити преступного бизнеса Риннривина Дая — новоявленного криминального босса с Внешних Территорий. Но и эти страницы, в сущности, не добавляют ничего нового к картонным образам Грир и Джофа. Их мысли и чувства, касающиеся происходящего, равно как и мысли и чувства Хана Соло, Корр Селла, Кастерфо, Тай-Лин Гарра и других, по большей части остаются за рамками повествования. Особенно мне не понравился Хан Соло: он у Грей превратился в мягкую диванную подушечку, которую Лейя извлекает по мере необходимости, чтобы подложить поудобнее под спину или оросить слезами. Лейя рассказывает мужу о кризисе в Сенате, о своих расследованиях, о центристах и популистах, о нравственных терзаниях по поводу решения избираться на должность Первого Сенатора — но совсем не интересуется тем, чем живёт Хан Соло, находящийся всё это время практически на другом краю галактики. Как чувствует себя её муж, немолодой уже человек, прошедший через многие тяготы, из-за отсутствия рядом жены нашедший для себя отдушину в виде гонки «Пять сабель», организацией которой он занимается? Этот муж, к которому она постоянно обращается за поддержкой, и который всегда готов её выслушать и согреть на своей груди,— в прямом и переносном смысле,— но для которого она, поглощённая проблемами в Республике, никогда не может найти время? Это — не тот Хан, который сказал принцессе Лейе «Я знаю» в ответ на её признание в любви, прежде чем был погружен в бак с карбонитом. Это — какой-то подкаблучник, которого Клаудиа Грей, полагаю, создала из благих побуждений, не желая такого результата. Она просто хотела показать, как прочна связь между Лейей и Ханом, вместе прошедшими через множество испытаний, как сильна их любовь и как высоки эти отношения. Но Лейя — не знаю, в силу ли того, что Клаудии Грей легче понять женский персонаж, или из-за того, что она воспринимает принцессу как икону феминизма — в этом дуэте играет роль первой скрипки, а Хан довольствуется местом в команде поддержки.

Возможно, что в силу обожания писательницей своей героини она получилась довольно мэрисьюшной, несмотря на то, что никакими сверхспособностями не обладает. Лейя всегда стойко держит удар, всегда преодолевает любые сложности, всегда оставляет за собой последнее слово, мужественно переносит боль, ловко орудует бластером и мгновенно ориентируется в критической ситуации. Сцены с неожиданным спасением порой выглядят изрядно притянутыми за уши — особенно, на Сибенско, когда к готовой вот-вот погибнуть Лейе прилетает… нет-нет, не волшебник в голубом вертолёте, а Хан Соло. Как настоящий deus ex machina. Недруги, которых Лейя укладывает с одного выстрела, но которые не могут попасть в неё с двух шагов — ну, это традиционно для приключенческих историй подобного рода.

роман Клаудии Грей Bloodline - обложкаВместе с тем, на мой взгляд, писательнице не вполне удалось передать истинную сущность Лейи. Думаю, она ориентировалась на образ, созданный Керри Фишер в «Пробуждении Силы», но это — не вполне удачный пример для копирования. Звучит, наверное, странно, но не каждой актрисе удаётся вернуться в роль, представленную на экране 40 лет назад. Настоящая Лейя — это маленькая бойкая женщина, которая командовала армией; обаятельная, с острым язычком, имеющая безусловный авторитет, но при этом не высокомерная, способная на тёплое участие и стойко несущая на своих хрупких плечах груз большой ответственности. В книге Грей она — усталая матрона, оживляющаяся лишь тогда, когда речь заходит об эпохе Повстанческого Альянса и войны с Империей. Она — не лидер; она превратилась в подобие Ангелы Меркель и двадцать лет собирает пыль в сенатских кабинетах, проводя дни и часы за бесчисленными прениями, согласованиями, заседаниями и обсуждениями в комитетах. Такая жизнь ей опостылела, но она, тем не менее, всегда находит для себя отговорки, чтобы остаться. О сыне и брате Лейя вспоминает лишь пару раз за всю книгу; про отношения с Ханом я уже говорила.

Из положительных аспектов книги отмечу, что Клаудии Грей почти всегда очень хорошо удаются диалоги — особенно, те реплики, которые она вкладывает в уста принцессы Лейи, спорящей с Рэнсольмом Кастерфо о методах Империи или взывающей к здравомыслию в Сенате. Слова эти звучат живо, проникновенно и ёмко (хотя порой и излишне пафосно, надо признать). Описания у неё тоже получаются отличными: писательница умеет минимумом средств передать атмосферу, обрисовать окружение, выразить эмоциональное состояние героя и парой фраз выразить то, что у некоторых писателей заняло бы целую страницу. Многие критики отмечают лёгкий стиль повествования Клаудии Грей, и я к ним присоединюсь: с этой стороны мне книга очень нравится.

Повествование движется довольно динамично, хотя порой и случаются заметные провисания. У Клаудии Грей мог бы получиться хороший «семейный» роман политической направленности, если бы она не пыталась добавить туда элементы остросюжетного детектива. Ей отлично удаются сцены, где она чувствует себя комфортно: диалоги и споры между персонажами, выступления перед публикой, картинки из политической жизни, нежные моменты между Ханом и Лейей, отражение мыслей и чувств главной героини. Однако, приключенческая составляющая в романе, на мой взгляд, довольно слаба и даже отчасти выглядит наивной. Писательница тщательно пытается нагнать грозовые тучи, но заставить читателя волноваться и в нетерпении ожидать развязки у неё не очень получается. Персонажи выписаны довольно шаблонно, как и ситуации, когда неприятности случаются предсказуемо, а помощь приходит в нужный момент. Старания Грей закрутить сюжет выглядят довольно беспомощными: чувствуется, что главная интрига всей истории — обнаружение таинственных сил, исподтишка готовящих удар по Новой Республике,— проработана не очень хорошо. Возможно, это вина не Клаудии Грей, а Сюжетной Группы Lucasfilm, давшей ей такие установки, но вялая цепочка из синдиката карикатурного злодея Риннривина Дая, довольно нелепых амаксинов, секретного бункера на планете Сибенско и каких-то внезапно возникающих и также внезапно исчезающих невнятных зловещих личностей не приводит к тому эффекту, на который рассчитывала книга. Некоторые главы воспринимаются как недоработанные. Например, многообещающая завязка с поездкой Грир и Джофа на Памарт обернулась лишь тем, что они в баре получили информацию об амаксинах, которые вербуют умеющих держать язык за зубами пилотов, и перевозят грузы на Даксам-4. Привыкший к книгам Расширенной Вселенной читатель ожидал бы следующего шага: парочка решится на авантюру и наймётся к этим самым амаксинам, чтобы выведать побольше, но ничего такого не происходит. Действие, вместо того, чтобы набирать обороты, поднимается к высокой точке и внезапно откатывается назад, а потом всё повторяется в новом цикле.

В романе, по сути, два кульминационных момента: раскрытие того факта, что Лейя — дочь Вейдера и нахождение Лейей доказательств, свидетельствующих о заговоре против Новой Республики. Первый эмоционально более сильный, из-за чего второй получается смазанным и как будто уже не имеющим особого значения. Стоило бы сделать так, чтобы момент, когда Лейя приносит в Сенат доказательства, совпал бы с её «разоблачением» — Сенат не стал бы слушать её доводы и обвинил во лжи, и это стало бы двойным ударом для Лейи, подтолкнув её к уходу с политической арены.

Упомянув о политике, хочу заметить, что центристское крыло в парламенте подчёркнуто воплощает все самые худшие черты оппозиционной политической фракции, хотя в действительности центристы занимаются тем же самым торжественным словоблудием, что и популисты. Вообще, идея насчёт того, что центристы финансируют создание секретной армии, чтобы вновь низвергнуть Республику и утвердить новый порядок, кажется мне весьма абсурдной. Во-первых, галактика всего лишь четверть века назад пережила масштабную войну и слишком истощена, чтобы найти силы для новой; во-вторых, не проще ли было планетам, поддерживающим центристов, просто выйти из состава Республики? Да и как вообще в Республике допустили создание двухполюсного Сената, отлично понимая, что это приведёт к коллапсу? Самым разумным решением было бы распустить такой Сенат, а не устраивать выборы принцепса, которые приведут к ещё большему расколу. В Расширенной Вселенной события после Битвы при Эндоре развивались более логично и последовательно: остатки Империи продолжали воевать с Республикой, пока здравый смысл, дипломатия и угроза перед общим врагом не возобладали. Остатки Империи в итоге создали своё государство, и всё успокоилось. Первый Орден же в новом каноне выглядит, как фашистское государство на Луне из фильма «Железное небо».

Если не забивать себе голову подобными вещами, то книга Клаудии Грей поможет скоротать несколько вечеров за лёгким и приятным чтением — тем более, если вы являетесь фанатом принцессы Лейи и, в особенности, фанатом сенатора Лейи Органы. «Звёздных войн» как таковых тут не очень много, и они служат, скорее, фоном для происходящего — но, в конце концов, кто сказал, что «Star Wars» только про бои на световых мечах, космические сражения и прячущихся под маской вероломных злодеев?..

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: принцесса Лейя, книги, рецензии, Star Wars: Bloodline, Клаудиа Грей

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях