• Блог


«Звёздные Войны»: и каков путь?

Сериал "Мандалорец", глава 16

Десять дней назад «Дисней» анонсировал большое количество новых проектов по «Звёздным Войнам», включая художественные фильмы и «именные» сериалы – такие, как «Оби-Ван Кеноби», «Лэндо» и «Асока». Триумфальным аккордом для этого воодушевляющего события стал финальный эпизод второго сезона сериала «Мандалорец», где сквозь ряды боевых дроидов величественной поступью пробил себе дорогу молодой и полный сил Люк Скайуокер; будем надеяться, что это — дорога в новые фильмы. Вслед за финальными титрами «Мандалорца» был также показан тизер проекта «Книга Бобы Фетта», который не был анонсирован 10 декабря во время выступления для инвесторов «Диснея».

Все эти события вызвали огромный резонанс в медиапространстве и рассуждения о том, в каком направлении будет развиваться франшиза «Звёздных Войн» в ближайшие несколько лет. Два солидных издания, Variety и Forbes, неожиданным образом заочно поспорили насчёт того, пойдут ли «Звёздные Войны» по пути Marvel и станет ли это для них «новой весной».

Variety считает, что «Дисней» изначально планировал применить в отношении франшизы «Звёздных Войн» тактику Marvel Cinematic Universe (MCU), но подход был не совсем верным:

«Джордж Лукас снял первые три фильма «Звёздных Войн» в период с 1977 по 1983 год, а следующие три – только через 16 лет, с 1999-го по 2005-й. К всеобщему удивлению, «Дисней» собрался всего за 6 лет удвоить количество художественных фильмов по «Звёздным Войнам». Имея в своём распоряжении «дополнительную» вселенную, которая на протяжении десятилетий получала своё развитие в книгах, мультсериалах и комиксах,— вселенную столь же богатую, как и основной канон Marvel,— компания рассчитывала, что франшиза «Звёздных Войн» способна на столь же стремительное расширение своих кинематографических горизонтов».

Поначалу всё шло неплохо, и первый спин-офф «Звёздных Войн» — «Изгой-один» — заработал в мировом прокате 1,06 миллиарда долларов. А потом случился фильм «Соло», который при бюджете в 250 млн. долларов даже не смог отбить затраты на производство. Но проблемы с этим проектом были вызваны не плохой рекламой, не скандалом с увольнением режиссёров и даже не с раздутым по причине пересъёмок бюджетом.

«В отличие от фильмов Marvel Studios, «Соло», по существу, не добавлял ничего к развивающейся «материнской» линии и не исследовал какой-то ранее не изученный сектор творческой галактики «Звёздных Войн»,— пишет Variety. – Он отвечал на некоторые вопросы: как Хан познакомился с Чубаккой, как он получил свою фамилию,— хотя публика в этом совершенно не нуждалась. И, что самое важное, фильм делал ставку на ностальгию по главному персонажу и актёру, который его играл. Как бы ни был хорош Эренрайк в этой роли, но без Харрисона Форда «Соло» был лишён своей главной привлекательной черты.

Однако вместо того, чтобы рассматривать «Соло» как наглядный урок для своих будущих фильмов, «Дисней» полностью свернул весь проект «Звёздные Войны: Истории», включая фильмы про Бобу Фетта и Оби-Вана Кеноби – ещё до того, как они смогли набрать силу. Студия ввела трёхлетний мораторий на фильмы по «Звёздным Войнам» после выхода на экраны в 2019 году Эпизода XI «Скайуокер. Восход». В интервью изданию Bloomberg Боб Айгер со свойственной ему дипломатичностью назвал это «паузой» и «небольшим перерывом»».

«Скрытое послание, стоявшее за этими словами, было очевидным: «Дисней» и Lucasfilm взялись за дело слишком рьяно и слишком поспешно,— продолжает Variety.— Попытка «марвелизировать» «Звёздные Войны» была заморожена в карбоните, а будущее казалось неопределённым. Чтобы полностью переменить ситуацию, «Диснею» потребовался молчаливый воин и его спутник, невероятно обаятельный малыш. Несмотря на то, что количественную оценку успеху дать невозможно, поскольку Disney Plus не сообщает данные о своей аудитории, невероятная популярность сериала «Мандалорец» доказала, что франшиза «Звёздных Войн» вполне может процветать и за пределами Саги о Скайуокере. Сериал стал искрой, в которой так нуждался Lucasfilm, чтобы запустить гипердрайв франшизы «Звёздных Войн»».

Далее Variety отмечает, что Lucasfilm полностью следует формату Marvel, помещая «Книгу Бобы Фетта», «Асоку» и «Рейнджеров Новой Республики» в тот же временной отрезок, что и «Мандалорец». И все они, как сказано в анонсе «Диснея», «завершатся кульминационным событием, объединяющим все истории». Иными словами, Lucasfilm намеревается создать собственных «Мстителей».

Напоследок журнал Variety цитирует слова Джона Фавро (который снял первые два фильма «Железного человека») из своего октябрьского интервью с ним. Как следует из этих слов, он ясно дал понять, что понимает все проблемы, сопутствующие попыткам расширить границы «Звёздных Войн»:

«Я многому научился на своём опыте работы в Marvel, где всё было очень органично; я понял, как это может развиваться,— сказал Фавро. – Вы акцентируете внимание на магистральных сюжетных линиях и на главных персонажах, и всё это может пересекаться, но вы также уделяете внимание и более незначительным историям отдельных персонажей, которые впоследствии могут развиться во что-то самостоятельное. Главное здесь – поддерживать качество и никогда не увеличивать масштаб до такой степени, чтобы потерять из виду что-то важное, что-то такое, что нравится людям».

Как считает Variety, если «Диснею» будет сопутствовать удача в том, чтобы форматировать вселенную «Звёздных Войн», то вполне может сбыться пророчество, которое Джордж Лукас возвестил во время продажи своей компании «Диснею»: «Мы можем продолжать снимать «Звёздные Войны» в течение следующих ста лет».

Скотт Мендельсон из журнала Forbes преисполнен оптимизмом в значительно меньшей степени и считает, что диснеевские «Звёздные Войны» продолжают спекулировать на ностальгических чувствах фанатов вместо того, чтобы развивать собственную вселенную.

Он отмечает, что 19 декабря была годовщина выхода на экраны последней части трилогии сиквелов, фильма «Скайуокер. Восход», и вчера же состоялся показ финального эпизода второго сезона сериала «Мандалорец» — проекта, который стартовал в прошлом году с довольно хорошими отзывами на фоне неоднозначно принятого зрителями «Скайуокера». Сам Эпизод IX, по его мнению, был фильмом-извинением за «Последних джедаев» Райана Джонсона, которые несли в себе идею о том, что будущее «Звёздных Войн» теперь – за новыми фанатами, которые никогда не видели классическую трилогию «Звёздных Войн». Как пишет автор, сериалу «Мандалорец» можно было отдать должное хотя бы за то, что он пытался рассказывать новую историю, не зависящую от главного сюжета, и не использовал тех персонажей, которые определяли Сагу о Скайуокере.

Однако финал второго сезона, по мнению Forbes, «пробил брешь в обещаниях Джона Фавро и Дэйва Филони». На последних минутах серии нам показали омоложённую версию Люка Скайуокера, который забирает малыша Грогу, чтобы сделать из него джедая, а перед этим изящно расправляется с парой дюжин боевых дроидов. А после титров показали ещё и отрывок из нового проекта, который выйдет в декабре следующего года, и где Боба Фетт становится «новым Джаббой Хаттом».

«Перефразируя слова Падме Амидалы, можно сказать: «Вот так и умирает оригинальность, под гром аплодисментов». Эти две сцены и то, что за ними следует, наглядно демонстрируют, что «Звёздные Войны» никак не могут выбраться из тисков ностальгии».

«Но вернёмся к «Мандалорцу»,— продолжает Скотт Мендельсон. – Та сцена с Люком намеренно или нет действует как ответ на претензии множества токсичных псевдофанатов «Звёздных Войн», устраивавших в соцсетях травлю Келли Мэри Трэн и Дэйзи Ридли и утверждавших, что «Последние джедаи» уничтожили «Звёздные Войны» именно потому, что в них не было Люка Скайуокера, прорубающего себе путь сквозь легионы Первого Ордена – как в играх вроде Jedi Academy и Super Star Wars. Анонс в середине финальных титров «Мандалорца», по сути, означает, что первые два сезона были всего-навсего пилотной серией для шоу Бобы Фетта «Теперь он крут!». Это шоу – плевок в лицо фанатам, которые никогда не воспринимали всерьёз того парня, которого Дарт Вейдер в фильме «Империя наносит ответный удар» едва удостаивал своим вниманием, и который погиб при смехотворных обстоятельствах в «Возвращении джедая». Эти фанаты теперь не имеют значения. И да – многие из людей, которые последние 40 лет утверждали, что Боба Фетт был крут, несмотря на отсутствие в фильме доказательств, были теми же людьми, которые не могли поверить, что Рэй может стать джедаем при минимальном обучении, которые были возмущены тем, что Асока может превзойти Дарта Мола в бою на световых мечах, и которые обвиняли девятиминутный эпизод с персонажами Джона Бойеги и Келли Мэри Трэн в том, что он испортил 150-минутный эпизод «Последние джедаи»».

По мнению автора Forbes, анонс большого количества новых проектов по «Звёздным Войнам», многие из которых завязаны на обожаемых фанатами персонажах, а также тот факт, что в сериале «Мандалорец» наибольшее обсуждение вызывают не оригинальные персонажи, а именно те, которые были придуманы в своё время Джорджем Лукасом (и его друзьями), подаёт нам недвусмысленно ясный сигнал о будущем «Звёздных Войн».

«Это – не «марвелизация» «Звёздных Войн». Кевин Файги вместе с друзьями не пожалели времени на то, чтобы «новые для вас» персонажи были абсолютно самодостаточными без каких-либо связей, которые они могли иметь с «большим миром». Зрители приняли MCU, потому что им понравились (среди множества других) Стив Роджерс Криса Эванса, Тони Старк Роберта Дауни-младшего, Тор Криса Хемсворта и Наташа Романофф Скарлетт Йоханссон. И зрители были в восторге от идеи увидеть их в собственных, автономных фильмах. То, что миры этих героев в конечном итоге смешивались и иногда даже вступали в противоречие друг с другом, было вишенкой на торте, а не основным блюдом. События фильма «Скайуокер. Восход», а теперь и сериала «Мандалорец» показывают, что новые персонажи ценны только с точки зрения из связи с персонажами классической трилогии. Рэй имеет значение только потому, что она – внучка Палпатина. Мандалорец крут только потому, что он имеет отношение к Бобе Фетту».

«Вот что вызвало у меня такое раздражение по поводу фильма «Скайуокер. Восход» в прошлом году,— продолжает автор. – Это был не просто неожиданно плохой фильм от режиссёра, который специализируется на создании великолепных, захватывающих попкорн-муви; фильм, казалось, существовал только для того, чтобы задобрить фанатов, посчитавших «Последних джедаев» предательством, и полностью «пересоздать» новых персонажей, чтобы наделить их взаимосвязью с героями и злодеями классической трилогии. Печально, что взрослые перестали смотреть в кинотеатрах фильмы для взрослых и теперь удовлетворяют свои культурные аппетиты продуктами, предназначенными для детей. Это порождает нелепые дискуссии (например, о том, почему Грогу поступает как отпетый мерзавец и ест неоплодотворённые яйца – это ведь оскорбляет людей, испытывающих проблемы с фертильностью), поскольку взрослая аудитория реагирует на предназначенные для детей шутки в детском кино через призму «серьёзных» фильмов для взрослых».

«Ностальгия сейчас настолько охватила культуру – особенно, в том, что касается мейнстрима,— что взрослые аплодируют Люку Скайуокеру, убивающему толпы дроидов, а фильм 1993 года «Фокус-покус» получает сиквел. В современной поп-культуре сейчас преобладают kid-friendly направления, нацеленные на ностальгирующих взрослых. Всё, чего я опасался после выхода «Пробуждения Силы» с точки зрения использования ностальгии (как безопасной площадки для старта) в качестве основного аргумента, сбылось».

«То, что будущее «Звёздных Войн» теперь определяется ностальгией взрослых по первым трём фильмам (с небольшим дополнением), является тревожным знаком,— завершает статью автор. – «Дисней» снова и снова будет давать ностальгирующим фанатам то, что они хотят. Таков путь».

* * *

Два мнения – в чём-то схожие, в чём-то полярные, но оба, на мой взгляд, основанные на слабом понимании того, чего действительно хотят поклонники «Звёздных Войн». Они, поклонники, вовсе не против новизны – достаточно вспомнить, до каких пределов распространилась с годами Расширенная Вселенная. Ещё до покупки Lucasfilm «Диснеем» вышел комикс «Наследие» (Legacy), в котором события происходили спустя сто с лишним лет после классической трилогии, а главным героем был внук Люка Скайуокера, совсем не похожий на героя. Казалось бы, и тут связь с классической трилогией, однако комикс рассказывал совершенно новую историю и постепенно выстраивал перед глазами читателей совершенно иной, самостоятельный мир с самобытными персонажами. Но комикс был хорошо принят фанатами именно потому, что он не испытывал эту «новизну» на традиционных персонажах и не стремился шокировать поклонников саги, выкапывая грязь на дне образов культовых героев. «Последние джедаи» стали плевком в душу вовсе не из-за новаторства и не из-за попыток изобразить взрослое кино (что пытается доказать журналист Forbes и чего на самом деле не было); их ненавидят как раз потому, что они использовали дешёвый приём со скандальностью по отношению к старым героям вместо того, чтобы развивать новых.

Поклонники «Звёздных Войн» хотят, чтобы развитие франшизы было цельным и последовательным, чтобы наряду с абсолютно детскими проектами наконец появилось кино, в котором поднимались бы острые вопросы и предлагались моральные дилеммы, а персонажи не были бы картонными героями на час. А главное – чтобы персонажей гексалогии Лукаса перестали использовать в качестве фансервиса подобно тому, как сейчас иногда хвастливо пишут на вывеске кондитерской: «Поставщик двора Его Императорского Величества».

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: классическая трилогия, Disney, новые фильмы Звёздных Войн, сериал Мандалорец

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях