Десять дней назад «Дисней» анонсировал большое количество новых проектов по «Звёздным Войнам», включая художественные фильмы и «именные» сериалы – такие, как «
Все эти события вызвали огромный резонанс в медиапространстве и рассуждения о том, в каком направлении будет развиваться франшиза «Звёздных Войн» в ближайшие несколько лет. Два солидных издания, Variety и Forbes, неожиданным образом заочно поспорили насчёт того, пойдут ли «Звёздные Войны» по пути Marvel и станет ли это для них «новой весной».
Variety считает, что «Дисней» изначально планировал применить в отношении франшизы «Звёздных Войн» тактику Marvel Cinematic Universe (MCU), но подход был не совсем верным:
«Джордж Лукас снял первые три фильма «Звёздных Войн» в период с 1977 по 1983 год, а следующие три – только через 16 лет, с 1999-го по 2005-й. К всеобщему удивлению, «Дисней» собрался всего за 6 лет удвоить количество художественных фильмов по «Звёздным Войнам». Имея в своём распоряжении «дополнительную» вселенную, которая на протяжении десятилетий получала своё развитие в книгах, мультсериалах и комиксах,— вселенную столь же богатую, как и основной канон Marvel,— компания рассчитывала, что франшиза «Звёздных Войн» способна на столь же стремительное расширение своих кинематографических горизонтов».
Поначалу всё шло неплохо, и первый
«В отличие от фильмов Marvel Studios, «Соло», по существу, не добавлял ничего к развивающейся «материнской» линии и не исследовал
Однако вместо того, чтобы рассматривать «Соло» как наглядный урок для своих будущих фильмов, «Дисней» полностью свернул весь проект «Звёздные Войны: Истории», включая фильмы про Бобу Фетта
«Скрытое послание, стоявшее за этими словами, было очевидным: «Дисней» и Lucasfilm взялись за дело слишком рьяно и слишком поспешно,— продолжает Variety.— Попытка «марвелизировать» «Звёздные Войны» была заморожена в карбоните, а будущее казалось неопределённым. Чтобы полностью переменить ситуацию, «Диснею» потребовался молчаливый воин и его спутник, невероятно обаятельный малыш. Несмотря на то, что количественную оценку успеху дать невозможно, поскольку Disney Plus не сообщает данные о своей аудитории, невероятная популярность сериала «Мандалорец» доказала, что франшиза «Звёздных Войн» вполне может процветать и за пределами Саги о Скайуокере. Сериал стал искрой, в которой так нуждался Lucasfilm, чтобы запустить гипердрайв франшизы «Звёздных Войн»».
Далее Variety отмечает, что Lucasfilm полностью следует формату Marvel, помещая «Книгу Бобы Фетта», «Асоку» и «Рейнджеров Новой Республики» в тот же временной отрезок, что и «Мандалорец». И все они, как сказано в анонсе «Диснея», «завершатся кульминационным событием, объединяющим все истории». Иными словами, Lucasfilm намеревается создать собственных «Мстителей».
Напоследок журнал Variety цитирует слова Джона Фавро (который снял первые два фильма «Железного человека») из своего октябрьского интервью с ним. Как следует из этих слов, он ясно дал понять, что понимает все проблемы, сопутствующие попыткам расширить границы «Звёздных Войн»:
«Я многому научился на своём опыте работы в Marvel, где всё было очень органично; я понял, как это может развиваться,— сказал Фавро. – Вы акцентируете внимание на магистральных сюжетных линиях и на главных персонажах, и всё это может пересекаться, но вы также уделяете внимание и более незначительным историям отдельных персонажей, которые впоследствии могут развиться
Как считает Variety, если «Диснею» будет сопутствовать удача в том, чтобы форматировать вселенную «Звёздных Войн», то вполне может сбыться пророчество, которое Джордж Лукас возвестил во время продажи своей компании «Диснею»: «Мы можем продолжать снимать «Звёздные Войны» в течение следующих ста лет».
Скотт Мендельсон из журнала Forbes преисполнен оптимизмом в значительно меньшей степени и считает, что диснеевские «Звёздные Войны» продолжают спекулировать на ностальгических чувствах фанатов вместо того, чтобы развивать собственную вселенную.
Он отмечает, что 19 декабря была годовщина выхода на экраны последней части трилогии сиквелов, фильма «Скайуокер. Восход», и вчера же состоялся показ финального эпизода второго сезона сериала «Мандалорец» — проекта, который стартовал в прошлом году с довольно хорошими отзывами на фоне неоднозначно принятого зрителями «Скайуокера». Сам Эпизод IX, по его мнению, был фильмом-извинением за «Последних джедаев» Райана Джонсона, которые несли в себе идею о том, что будущее «Звёздных Войн» теперь – за новыми фанатами, которые никогда не видели классическую трилогию «Звёздных Войн». Как пишет автор, сериалу «Мандалорец» можно было отдать должное хотя бы за то, что он пытался рассказывать новую историю, не зависящую от главного сюжета, и не использовал тех персонажей, которые определяли Сагу о Скайуокере.
Однако финал второго сезона, по мнению Forbes, «пробил брешь в обещаниях Джона Фавро и Дэйва Филони». На последних минутах серии нам показали омоложённую версию Люка Скайуокера, который забирает малыша Грогу, чтобы сделать из него джедая, а перед этим изящно расправляется с парой дюжин боевых дроидов. А после титров показали ещё и отрывок из нового проекта, который выйдет в декабре следующего года, и где Боба Фетт становится «новым Джаббой Хаттом».
«Перефразируя слова Падме Амидалы, можно сказать: «Вот так и умирает оригинальность, под гром аплодисментов». Эти две сцены и то, что за ними следует, наглядно демонстрируют, что «Звёздные Войны» никак не могут выбраться из тисков ностальгии».
«Но вернёмся к «Мандалорцу»,— продолжает Скотт Мендельсон. – Та сцена с Люком намеренно или нет действует как ответ на претензии множества токсичных псевдофанатов «Звёздных Войн», устраивавших в соцсетях травлю Келли Мэри Трэн и Дэйзи Ридли и утверждавших, что «Последние джедаи» уничтожили «Звёздные Войны» именно потому, что в них не было Люка Скайуокера, прорубающего себе путь сквозь легионы Первого Ордена – как в играх вроде Jedi Academy и Super Star Wars. Анонс в середине финальных титров «Мандалорца», по сути, означает, что первые два сезона были
По мнению автора Forbes, анонс большого количества новых проектов по «Звёздным Войнам», многие из которых завязаны на обожаемых фанатами персонажах, а также тот факт, что в сериале «Мандалорец» наибольшее обсуждение вызывают не оригинальные персонажи, а именно те, которые были придуманы в своё время Джорджем Лукасом (и его друзьями), подаёт нам недвусмысленно ясный сигнал о будущем «Звёздных Войн».
«Это – не «марвелизация» «Звёздных Войн». Кевин Файги вместе с друзьями не пожалели времени на то, чтобы «новые для вас» персонажи были абсолютно самодостаточными без
«Вот что вызвало у меня такое раздражение по поводу фильма «Скайуокер. Восход» в прошлом году,— продолжает автор. – Это был не просто неожиданно плохой фильм от режиссёра, который специализируется на создании великолепных, захватывающих
«Ностальгия сейчас настолько охватила культуру – особенно, в том, что касается мейнстрима,— что взрослые аплодируют Люку Скайуокеру, убивающему толпы дроидов, а фильм 1993 года
«То, что будущее «Звёздных Войн» теперь определяется ностальгией взрослых по первым трём фильмам (с небольшим дополнением), является тревожным знаком,— завершает статью автор. – «Дисней» снова и снова будет давать ностальгирующим фанатам то, что они хотят. Таков путь».
* * *
Два мнения –
Поклонники «Звёздных Войн» хотят, чтобы развитие франшизы было цельным и последовательным, чтобы наряду с абсолютно детскими проектами наконец появилось кино, в котором поднимались бы острые вопросы и предлагались моральные дилеммы, а персонажи не были бы картонными героями на час. А главное – чтобы персонажей гексалогии Лукаса перестали использовать в качестве фансервиса подобно тому, как сейчас иногда хвастливо пишут на вывеске кондитерской: «Поставщик двора Его Императорского Величества».