Почему «Пробуждение Силы» не стало новой надеждой для «Звёздных Войн»

"Пробуждение Силы"

Среди поклонников «Звёздных Войн» широко распространено мнение, что начало у трилогии сиквелов было хорошим, но потом всё пошло под откос из-за фильма Райана Джонсона «Последние джедаи». Фанаты считают, что Джонсон слишком сильно отошёл от маршрута, заданного Джей Джеем Абрамсом, а его история была слишком противоречивой и разрозненной. Однако это чрезмерное упрощение, винить во всём одного Райна Джонсона. Факт в том, что «Пробуждение Силы» тоже никогда не было хорошим фильмом. Он демонстративно копировал «Новую надежду».

Фанаты склонны вспоминать о нём с некоторой ностальгией: ведь Эпизод VII дал им первый проблеск надежды после нескольких лет пребывания франшизы в стазисе. Но это обещание было пустым с самого начала.

«Пробуждение Силы» оказалось ничем иным, как манипуляцией: пьесой, тщательно разыгранной для того, чтобы вызвать предсказуемые эмоции, а не рассказать новую историю. Это был продукт, рождённый в маркетинговой лаборатории, а не в голове художника с творческим видением.

Джей Джей Абрамс, наслышанный о том, что многие фанаты не любят приквелы, решил действовать наверняка и просто скопировал оригинальную трилогию — её форму, ритм и структуру. В итоге он пустил под нож первоначальные идеи для сиквелов, придуманные Джорджем Лукасом перед продажей Lucasfilm. Абрамс и Disney боялись рисковать и поэтому принесли в жертву творчество. Компанию интересовали не мифология «Звёздных Войн», не их нарративный потенциал, — нет, важны были только бренд и узнаваемость.

Disney приобрёл «Звёздные Войны» не для того, чтобы продолжать эпос, а для того, чтобы эксплуатировать коллективную ностальгию. Его целью была реактивация эмоций аудитории, а не желание предложить что-то новое. Стратегия была проста: взять каждый знаковый элемент оригинальной трилогии, завернуть в новую обёртку и представить как «триумфальное возвращение». На самом деле, «Пробуждение Силы» по сути своей было ремейком, переупакованной версией Эпизода IV — алгоритмически просчитанной, чтобы избежать маркетинговых рисков. Этот фильм не был данью любви к франшизе, он был бизнес-моделью.

В этот момент «Звёздные Войны» перестали быть Историей и превратились в симуляцию самих себя: шоу-пустышка, рассчитанная на выработку дофамина у зрителя. Самое печальное, что это сработало.

Съёмки «Пробуждения Силы» позиционировались как дань уважения классике кинематографа: 35-миллиметровая плёнка, реальные декорации, аниматроника, натуральные спецэффекты и модели, созданные в мастерской. Казалось, всё возвращается к живому, ремесленному духу лукасовских фильмов. Но то, что выдавалось за аутентичность, на самом деле было качественным симулякром: обманкой, призванной скрыть истинную натуру. Пока публика рыдала от умиления, услышав о возрождении «Звёздных Войн», никто не спросил, почему в зале так пахнет пластиком и дешёвой ностальгией.

Джордж Лукас был одним из немногих, кто раскритиковал такой подход. Он назвал «Пробуждение Силы» бездушной копией, предавшей тот дух экспериментаторства, который всегда отличал его творчество. Но общество, опьянённое маркетингом, подняло его на смех. Жестокая ирония: создателя «Звёздных Войн» заставила замолчать та же самая культурная среда, которая фактически была выращена на его фильмах.

И да, Disney победил. «Пробуждение Силы» собрало более 2-х миллиардов долларов в прокате, превзойдя «Скрытую угрозу» и став самым кассовым фильмом 2015 года, — а также самым крупным коммерческим успехом в истории компании. Disney продемонстрировал, что в современном кино не нужно обладать воображением, чтобы добиться успеха: достаточно уметь манипулировать ностальгией аудитории и играть на эмоциональных струнах.

«Звёздные Войны» больше не являются мифом, сагой о Силе и искуплении. Они стали зеркалом потребительской культуры, этаким сувениром и многократно перерабатываемым продуктом, призванным продавать иллюзию возвращения к истокам.

Disney глубоко перепахал творческое наследие Джорджа Лукаса. Вместо того, чтобы продолжить историю искупления, победы и надежды, изложенную в первых шести фильмах, новая трилогия полностью их обесценивает. Поражение Галактической Империи, жертва Дарта Вейдера и все достижения главных героев теряют смысл перед лицом событий, показанных в сиквелах.

В конце «Возвращения джедая» уничтожение Империи символизировало окончательную победу свободы над тиранией. Однако, в диснеевской трилогии перед нами предстаёт Первый Орден, ещё более могущественная и более эффективная версия Империи. За очень короткое время ему удаётся установить господство над галактикой благодаря превосходящей силе и неисчерпаемым ресурсам. Его главное оружие, база «Старкиллер», обладает более разрушительной мощью, чем Звезда Смерти: она способна одним выстрелом уничтожить целые звёздные системы. Все усилия, жертвы и надежды Восстания, похоже, были напрасны: зло обернулось ещё более сильным, а галактика вернулась к исходному состоянию.

В оригинальной трилогии Люк отвергает Тёмную Сторону, искупает грехи своего отца и становится символом возрождения джедаев. Йода и Оби-Ван возлагают на него последнюю надежду в деле восстановления Ордена. Однако, в диснеевской трилогии всё это разрушено. Люк терпит неудачу в попытке воспитать новое поколение джедаев, почти все его ученики погибают, а племянник Бен Соло превращается в Кайло Рена. Совсем не похожий на того мудрого мастера, каким он должен был стать, Люк предстаёт побеждённым, одиноким и потерявшим всякую надежду человеком — вплоть до того, что он считает исчезновение джедаев необходимым. Таким образом, всё, чему он научился, — его сострадание, вера в искупление, решимость, — просто выхолощено. Его история, ставшая символом моральной победы над злом, превратилась в фарс.

Лейя была архитектором победы Повстанцев и должна была стать лицом Новой Республики, демократической и стабильной. Однако трилогия сиквелов перечёркивает всё одним махом: Республика уничтожена после одной атаки, а её роль сведена к незначительной детали повествования. Лейя вновь становится членом маргинального движения сопротивления и возглавляет небольшую группу сторонников, лишённую институциональной поддержки. В «Последних джедаях» мы видим, как все её призывы о помощи полностью игнорируются галактикой. Тем самым нам показывают, что авторитет Лейи, её влияние, её предыдущие жертвы ничего не значат. Политический и моральный прогресс, достигнутый после падения Империи, просто обнуляется без каких-либо попыток это объяснить.

Вместо того, чтобы показать Хана зрелым мужчиной, который прошёл войну и вырос как личность после брака с Лейей, сиквелы возвращают его на исходную позицию: он снова странствующий контрабандист, оторванный от семьи и лишившийся цели. Его отношения с Лейей разрушены, а его смерть от руки собственного сына лишь усиливает ощущение, что всё развитие персонажа, показанное в оригинальной трилогии, сведено на нет.

Возможно, самым серьёзным ударом по наследию оригинальных фильмов стало возвращение Императора Палпатина в фильме «Скайуокер. Восход». На этом месте искупление Энакина Скайуокера и его последняя жертва, ознаменовавшие исполнение пророчества об Избранном, теряют всякую актуальность. Цикл «Свет-Тьма» повторяется без какой-либо цели и эволюции.

В совокупности, трилогия «Диснея» переписывает судьбу галактики таким образом, что сводит на нет моральные, эмоциональные и нарративные послания предыдущих шести фильмов. Империя крепнет, джедаи исчезают, герои терпят поражение, а главный злодей возвращается, как ни в чём ни бывало. То, что когда-то было триумфом искупления, надежды и равновесия, превращается в зацикленную и пессимистичную историю, где всё вышеперечисленное не имеет значения. Disney лишил сагу «Звёздных Войн» того смысла, который когда-то превратил её в легенду.

* * *

Источник: Reddit

В статье использована работа художника Paul Tinker

В этом году исполняется 10 лет со дня выхода Эпизода VII «Звёздных Войн» на экраны. И никто не пишет ностальгические статьи, никто не пытается проанализировать вклад «Пробуждения Силы» в нынешние «Звёздные Войны», никто не обсуждает на форумах философию сиквелов…

Сага Лукаса, которая вдохновляла фанатов на протяжении десятилетий, попала в липкие ручонки диснеевских маркетологов и превратилась в типичный массовый продукт. Никому нет дела до вчерашнего йогурта. И незачем переживать о судьбах героев, которые безразличны самим создателям одноразовых шоу.

Надо сказать, «Дисней» действительно добился своего. В умении доить франшизы ему, наверное, нет равных. Он будет прикладывать «Звёздные Войны» то к одной, то к другой зрительской аудитории, менять форматы, заигрывать с социальными трендами, пока вселенная не рассыплется на тысячи бессмысленных пластиковых кусков.

Быть может, поначалу «Дисней» действительно планировал развивать сюжет саги в будущее, хотя вторичность «Пробуждения Силы» говорит об обратном. Но в итоге трилогия сиквелов загнала это развитие в тупик. «Возвращение джедая» принесло свет и надежду. «Скайуокер. Восход» принёс разочарование и опустошение. Это уже не Далёкая-далёкая галактика, это какая-то другая вселенная, судьба которой никому не интересна. В ней мёртво всё, что когда-то заставляло переживать, сочувствовать, фантазировать о будущем, а населяющие её бездушные марионетки никогда не заменят нам любимых героев.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Эпизод VII, Disney, трилогия сиквелов

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях