• Статьи


Женщины у руля «Звёздных Войн»

Кири Харт

Принцесса Лейя — бунтарка и идеалистка, которая любит изрекать мрачные шутки, но при этом она произносит не так уж много слов. Женщины в классической трилогии «Звёздных Войн» произнесли вдвое меньше слов, чем их коллеги-мужчины. Такое положение дел было обыденностью для 1977 года — тем не менее, спустя сорок лет, отсутствие в Голливуде сильных ролей для женщин и цветных вновь стало центром общественного внимания. И, пока киноиндустрия размышляет о том, как наилучшим образом представить в сценариях богатство человеческого многообразия, в Lucasfilm небольшая группа лиц, состоящая из мужчин и женщин, похоже, нашла один ответ на этот вопрос.

Пять дней в неделю посреди покрытых туманом холмов Сан-Франциско 11 писателей и художников обсуждают нюансы внешнего вида штурмовиков. Это — Сюжетная Группа Lucasfilm, в чьих руках находятся ключи к любому из атрибутов «Звёздных Войн». Благодаря им, все сюжеты франшизы связаны между собой, независимо от платформы: телевидение, игры, тематические парки, печатные издания, сопутствующая продукция и, разумеется, фильмы. Несмотря на то, что их идеи заложены в основу формирования каждого персонажа или сеттинга, они считают себя не «стражами врат», а партнёрами, помогающими раскрыть те истории, которые хотели рассказать их создатели.

Кэтлин Кеннеди основала группу в 2012 году, когда она сменила Джорджа Лукаса на посту президента Lucasfilm. Во главе группы она поставила Кири Харт — бывшую сценаристку, писавшую для кино и ТВ. Первым порывом Харт было желание сделать Сюжетную Группу состоящей целиком из женщин, и она начала с Райан Робертс и Кэрри Бек. Обе имели опыт в кинопроизводстве, но при этом успели поработать и в других отраслях: Робертс — в области журнального издательства, Бек — в институте Сандэнс (организация, оказывающая поддержку молодым кинематографистам — прим. Nexu).

Другой объединяющей их чертой была любовь к «Звёздным Войнам». Харт, занимающая сейчас пост главного вице-президента по развитию в Lucasfilm, выросла в Лос-Анджелесе и была страстной фанаткой первых «Звёздных Войн», в особенности — принцессы Лейи. «Она делала кучу всего такого, что до неё женщины в кино не делали»,— сказала Харт.

Перед тем, как переехать к Заливу (агломерация вокруг залива Сан-Франциско, состоящая из нескольких населённых пунктов — прим. Nexu), три женщины сидели в Лос-Анджелесе, возле стоящей на заднем дворе Кири Харт жаровни, и вместе с продюсером Lucasfilm Джоном Свартцем говорили о своих надеждах на будущее «Звёздных Войн». Им хотелось поведать миру красивые истории, оправдать ожидания преданных фанатов и придумать героинь, которые займут важное место в «Звёздных Войнах».

Кири Харт

В настоящее время Сюжетная Группа может служить для Голливуда примером расово-гендерного разнообразия: пятеро из её состава — цветные, а всего в команде четверо женщин и семеро мужчин. Это — довольно большая редкость для 2017 года, поскольку сейчас среди сценаристов, работающих над фильмами с большим бюджетом, женщины составляют 13%, а меньшинства — 5%. В стремлении сохранить сюжетную целостность вселенной «Звёздных Войн» они также стараются всячески расширить её разнообразие. Это желание порой приводит к настоящей борьбе за женских персонажей.

В частности, так Сюжетной Группе пришлось бороться за Асоку Тано, 14-летнюю девочку, придуманную Джорджем Лукасом, персонаж которой получил дальнейшее развитие благодаря режиссёру, продюсеру и сценаристу Дэйву Филони. Изначально она не была особо популярной; когда её впервые представили публике в 2008 году в анимационном фильме «Войны Клонов» (за которым последовал одноимённый сериал), у неё был высокий, визгливый голос и замашки плохо воспитанного подростка. Роджер Эберт (известный кинокритик) назвал её «раздражающей»; фанаты завалили [Lucasfilm] тоннами гневных писем, приходивших как по электронной, так и по обычной почте.

Однако, Филони и Сюжетная Группа настаивали на том, что у Асоки Тано есть потенциал. Даже после закрытия сериала в 2013 году команда не позволила ей умереть. Вместо этого они ввели её в новый анимационный сериал «Звёздные Войны: Повстанцы», где она из подростка превратилась в преисполненную участием 30-летнюю женщину, прошедшую через предательство Ордена Джедаев и осознавшую факт падения Энакина Скайуокера [на Тёмную Сторону]. Теперь у неё есть множество ярых поклонников, в том числе — из числа молодых женщин, которые с гордостью носят футболки с надписью «Асока жива».

Такие героини, как Асока Тано, приобретают во вселенной «Звёздных Войн» всё большее значение. Новый, пока что неопубликованный анализ фильмов «Звёздных Войн» демонстрирует поразительный прогресс в том, что касается расово-гендерного разнообразия. Используя специальное программное обеспечение и изучив содержание этих фильмов, Шрикант Нарайянан из лаборатории анализа и интерпретации Университета Южной Калифорнии обнаружил, что в «Новой надежде» — фильме 1977 года, положившего начало франшизе, женщинам принадлежало 6,3% всех диалогов. Для сравнения: в «Пробуждении Силы» (2015 год) этот показатель уже равняется 27.8%. Ещё больше оптимизма внушает тот факт, что в «Изгое-один» (2016 год) персонажи, не принадлежащие к белой расе, составляют 44,7% всех диалогов: существенный рост от полного нуля в классическом фильме 1977 года.

Доктор Нарайянан, тем не менее, уточняет, что процентное соотношение диалоговых линий, являясь пиковым для данной франшизы, сопоставимо с показателями, обнаруженными его командой в более чем 1000 сценариев популярных фильмов прошлых десятилетий.

Отличительной особенностью «Звёздных Войн» в его исследованиях являются не диалоги, а центральное место её персонажей женского пола. Программное обеспечение, разработанное лабораторией, способно отслеживать цепи взаимодействия каждого персонажа. Чем больше взаимодействий персонажи имеют, тем более важны они для сюжета. Команда обнаружила, что в подавляющем большинстве голливудских сценариев женщины играют вспомогательную роль, а их персонажи не слишком важны в контексте развития сюжета. И напротив — предварительные исследования показали, что франшиза «Звёздных Войн» отличается высокой степенью женского централитета, сопоставимой в фильмах с ролью мужчин,— и, по всей видимости, этот показатель будет со временем увеличиваться.

Во время написания сценария для «Последних джедаев» сценарист и режиссёр Райан Джонсон переехал в Сан-Франциско и провёл там три месяца, плотно сотрудничая с Сюжетной Группой. По словам Кири Харт, именно Джонсону принадлежит идея ввести в «Последних джедаев» персонажей, представляющих расово-гендерное разнообразие. Среди новых героев было и несколько женщин, включая Роуз Тико, которую сыграла Келли Мэри Трэн — первая женщина американско-азиатского происхождения, представленная в саге.

«Персонажи, которых вы видите на экране, появились там потому, что идея более правдиво отобразить [в фильмах] разнообразие окружающего нас мира вызывает горячий энтузиазм,— сказала Кири Харт,— и эту поддержку мы ощущаем от людей на протяжении всего процесса. Это — восхитительное чувство, очень воодушевляющее — и не только для „Звёздных Войн“, но и для любого кино».

* * *

Источник: The New York Times

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Сюжетная Группа Lucasfilm, Кири Харт

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях