• Блог


Закат Скайуокеров (спойлеры)

Звёздные Войны - Эпизод IX

Для начала позвольте процитировать старый анекдот. Сидит ворона на ветке, держит в клюве сыр. Подходит лиса, смотрит на ворону, потом берёт палку и лупит ворону по башке. Ворона падает в обморок, лиса подбирает сыр и уходит.

Ворона, очнувшись: «Ни фига себе, как басню-то сократили!»

В роли этой вороны почувствует себя зритель, пришедший в кинотеатр на просмотр Эпизода IX «Звёздных Войн» — «Скайуокер. Восход». Особенно, если этот зритель не имеет привычки посещать фанатские форумы и смаковать разнообразные «утечки» информации, из которых кусочек за кусочком складывается мозаика предполагаемого сюжета. Правда, в случае с последним фильмом диснеевской трилогии «Звёздных Войн» создатели Эпизода IX сами пошли на беспрецедентный слив данных и заспойлерили возвращение главного злодея саги в официальном трейлере. Речь, конечно же, о Палпатине.

Зачем это было сделано, сказать сложно. Если таким образом «Дисней» намеревался подстегнуть зрительский интерес к фильму и пошёл ва-банк, то этот ход имел прямо противоположный эффект: фанаты снова заподозрили, что им пытаются второй раз продать перелицованную классическую трилогию, как это уже происходило с Эпизодом VII. Если же «Мышиный домик» посчитал, что фанаты должны привыкнуть к мысли о возвращении Палпатина постепенно, то кто-то, видимо, забыл сказать об этом Абрамсу, потому что Эпизод IX обрушивает новость о воскресшем злодее зрителям на голову сразу во вступительном тексте. После того, как на протяжении двух предыдущих фильмов хорошие ребята противостояли козням загадочного Сноука и едва унесли ноги от флота Первого Ордена, неожиданное появление на сцене центрального антагониста классической трилогии, сброшенного в шахту реактора тридцать лет назад, производит эффект удара палкой по голове. И никаких предварительных ласк.

«Мёртвые заговорили!» — Сообщают нам жёлтые буквы, уплывающие вдаль на фоне звёздного неба. На всю галактику транслируется радио-привет от бывшего Императора Палпатина: старикашка жив и жаждет мести. С этого момента вагон с «Последними джедаями» Райана Джонсона отцепляется от состава и начинает удаляться от нас, превращаясь в точку на горизонте. Вы переживали, что будет с той крошечной горсткой бойцов Сопротивления, которая едва спаслась с планеты Крайт на «Тысячелетнем Соколе»? Да они как будто и не улетали никуда с Д'Кара — даже декорации командного пункта остались те же. Рэй неплохо прокачала умения и теперь может медитировать, вися в воздухе на высоте двух метров, мгновенно исцелять и напряжением воли удерживать взлетающий транспортный космолёт. Правда, способности свои она применяет избирательно: может, фигурально выражаясь, поймать звездолёт за хвост, но не может вытащить себя и друзей из зыбучего песка.

Звёздные Войны - Эпизод IX

«Условности»,— отмахнётся Джей Джей Абрамс, увлечённо раскидывающий куски плёнки по монтажной комнате и соединяющий их в безумный хоровод. «Женская сила!» — Скажет Кэтлин Кеннеди и изобразит на лице фальшивую улыбку «я люблю фанатов». Станиславский ничего не скажет, только вздохнёт и повернётся на другой бок.

Фильм «Скайуокер. Восход» — как Буратино, которого лиса Алиса и кот Базилио в лице Кеннеди и Абрамса перевернули вниз головой и трясут за ноги, чтобы из карманов выпали монетки. «Кто там у нас ещё остался из старичков? Лэндо Калриссиан? Давай его сюда! И Хана с Люком тоже не забудем. Хан не может быть призраком в Силе? Ладно, тогда будет воспоминанием. На этом месте зрители пустят слезу — две секунды, я засекал. Да, и пусть снова уничтожат какую-нибудь планету — бессмысленно, зато красиво. Фанаты ещё просили Рэйло — вот, пусть получают. Нет, PG-13, конечно же».

Кстати, о Рэйло. Хотя мне по многим причинам не нравятся «Последние джедаи» Райана Джонсона, но сближение главных героев там показано более тонко и чувственно. Видно, как чистота Рэй обезоруживает более старшего Кайло/Бена, заставляет его раскрыться перед девушкой, а внутри него происходит мучительная борьба с самим собой. Когда в конце Эпизода VIII Рэй в буквальном и переносном смысле захлопывает перед ним дверь, Кайло остаётся потерянным и обескураженным. У Абрамса в «Скайуокере» всё возвращается к подростковым уловкам в стиле дёрганья за косичку и избиения портфелем, и обидевшийся на отказ Кайло уже готов изрубить Рэй на куски. По счастью, в ситуацию решает вмешаться Лейя, которая «как мать, отдаёт все свои силы» на то, чтобы вернуть сына к свету. Почему она не сделала этого раньше, никто не знает — вероятно, даже сам Джей Джей Абрамс.

Смерть Керри Фишер, конечно же, серьёзно изменила планы кинематографистов, поскольку Лейя, по словам Кеннеди, должна была сыграть важную роль в финальном эпизоде новой трилогии. Правда, режиссёром Эпизода IX тогда ещё считался Колин Треворроу, поэтому его видение героини Фишер и видение Абрамса могут сильно различаться. Так или иначе, но благодаря неиспользованным в Эпизоде VII видеоматериалам и мастерам компьютерной графики из ILM Лейю в «Скайуокере» удалось сохранить. Правда, я не сказала бы, что фильму это что-то добавляет. Говорит Лейя какие-то общие фразы, а та сцена, где она отдаёт все силы, чтобы в Силе дотянуться до сына, и умирает, выглядит дешёвой театральной постановкой. Нет, серьёзно: Лейя ходит по командному пункту, сжав руки возле сердца, потом уходит в свою комнату, а Маз Каната произносит фразу про мать, готовую отдать все силы ради спасения сына. В следующую секунду нам показывают, как тёмный силуэт садится на кровать и картинно опускает голову на подушки. Рука падает с груди. Всё. Даже в мультфильмах такие моменты выглядят пронзительнее.

Поговорим немного о персонажах. Плоские, скучные персонажи были одной из больших проблем первых двух фильмов диснеевской трилогии «Звёздных Войн», и в Эпизоде IX в этом плане мало что изменилось. Характеры настолько невыразительны, что свои мотивации им приходится объяснять на словах, чтобы сюжет мог двигаться. Рэй повзрослела внешне, но так и осталась в образе очаровательной куколки, только теперь к нему добавилась сверхэмоциональность. Финн весь фильм старательно делает напряжённое лицо, и очень хочется стукнуть его по шее, чтобы он расслабился и снял застывшую маску. По Дамерон — сорокалетний мужчина, который в этой компании подростков явно хочет сойти за своего. Там, где Хан Соло выразил бы своё отношение одним движением руки, По приходится разыгрывать целую мизансцену. Показателен момент, когда он сидит перед телом умершей Лейи и говорит: «Вы назначили меня генералом, но я не знаю, что делать». Напомню: человеку — сорок лет, он — пилот-ас, участвовал во множестве боевых операций и несколько лет провёл рядом с Лейей, будучи её правой рукой.

Звёздные Войны - Эпизод IX

Персонаж Кайло в этом фильме тоже довольно шаблонный, хотя Адам Драйвер сделал всё, чтобы придать ему больше граней. Однако, в ситуации, когда переосмысление происходящего и переход на Светлую Сторону происходят по щелчку тумблера, сложно выдать большую палитру эмоций.

История с генералом Хаксом, который вдруг стал информатором Сопротивления, настолько нелепа, что Абрамс, очевидно осознавая это, постарался стыдливо избавиться от данного персонажа. Зории Блисс — этакая Фазма со знаком плюс и столь же ненужная, в сущности. Роуз Тико задвинута на задний план — ещё один демонстративный жест Абрамса по отношению к действующим лицам, придуманным Райаном Джонсоном, и ещё одна его попытка ублажить фанатов. Новая второстепенная героиня Джанна, появляющаяся ближе к концу фильма — человек-функция и не более того, но в таких условиях вряд ли можно что-то от неё требовать.

Удручает тот факт, что все эмоциональные моменты в «Скайуокере» по-прежнему завязаны на старых героях классической трилогии, и Абрамс, понимая это, сознательно эксплуатирует любимые фанатами места и образы. Новые герои не вызывают практически никакого отклика, а кульминационная сцена между Кайло и Рэй почти полностью стерильна и снята небрежно и скомкано, будто Абрамс спешил уйти на обед. Речь героев перенасыщена дешёвой патетикой, хорошие ребята добродетельны, а злые — безжалостны. Дроиды вызывают больше эмоций, и это, кажется, уже стало общим местом в новых «Звёздных Войнах».

В одной из свежих рецензий фильм «Скайуокер. Восход» назвали симулякром искусства. Действительно, Эпизод IX мастерски старается казаться тем, чем он не является. Беготня за артефактом, который подскажет путь к другому артефакту, пытается создать ощущение головокружительной гонки за приключениями, но на самом деле ставит своей целью загипнотизировать зрителя, заставив его следить за мельтешащими на экране кадрами и не пытаться разобраться в логике происходящего. Психологическая драма, начавшая было развиваться из отношений двух главных героев, оборачивается банальным противостоянием отличницы и хулигана. Преисполненные пафоса речи о достойном завершении саги служат стыдливым прикрытием для того, что по факту является ремейком шестого эпизода и откровенным паразитированием на иконических образах сорокалетней давности.

Финал трилогии, в которой были последовательно уничтожены или извращены идеалы «Звёздных Войн» Джорджа Лукаса, которая на протяжении всех трёх фильмах беспомощно барахталась между желанием заплыть за буйки и страхом оторваться от питательного соска классической трилогии с её Повстанцами, штурмовиками и взрывающимися планетами, но в итоге не принесла никакой новой идеи, замкнувшись на себя, словно змея, пожирающая собственный хвост — такой финал не может носить название «Восход». Это — закат. Очевидный и неизбежный.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Финн, По Дамерон, Джей Джей Абрамс, принцесса Лейя, Кайло Рен, Рэй, Эпизод IX, рецензии

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях