• Блог


Сиквелы или ничего, вот в чём вопрос

Эпизод IX "Звёздных Войн"

GameRant опубликовал статью «Was The Star Wars Sequel Trilogy Better Than Having No New Movies At All?» («Что лучше – трилогия сиквелов «Звёздных Войн» или же отсутствие новых фильмов?»). Речь идёт о спорах вокруг диснеевской трилогии, которые, кажется, не утихнут никогда, несмотря на то, что Эпизод IX вышел на экраны в 2019 году.

Я процитирую.

«Каждый из фильмов [трилогии сиквелов] получал противоречивые отзывы как среди фанатов, так и среди критиков, причём последний из них – «Скайуокер. Восход» — пришёлся по нраву меньше всего. Тот факт, что производство этих фильмов переходило из рук в руки (что касается сценария и режиссуры) и не имело чёткого плана с самого начала, привёл к очевидным результатам, которые вызвали столь противоположные по сути мнения о фильмах трилогии сиквелов.

Эти разногласия заставили задаться вопросом: действительно ли трилогия сиквелов того стоила? Может, было бы лучше, если б её вообще никогда не снимали, и не появился бы весь этот новый контент «Звёздных Войн»? Оправдывают ли эти новые истории – довольно непоследовательные и противоречивые – последовавший за ними раскол в фанатском сообществе и такой финал обожаемой (многими фанатами) саги, который их во многом не удовлетворил? Ответ на этот вопрос, конечно, у каждого будет своим, однако о ценности трилогии сиквелов тоже есть что сказать, как и о том факте, что она, несмотря на многочисленные недостатки, всё же смогла представить аудитории новых персонажей и интересные идеи».

Далее идёт сравнение диснеевской трилогии с трилогией приквелов: раньше фанаты точно так же высмеивали Эпизоды I–III, разбирали их по косточкам и устраивали споры о том, что они не так хороши, как классическая трилогия «Звёздных Войн», но теперь эти фильмы «переживают эпоху возрождения», и все вдруг решили, что они заслуживают быть частью канона. Автор статьи считает, что со временем страсти вокруг трилогии сиквелов тоже улягутся, а недостатки фильмов аудитория научится принимать.

В статье также говорится о том, что трилогия сиквелов привнесла в мир «Звёздных Войн» больше разнообразия: в частности, главным героем стала женщина, а её компаньонами были цветные люди. Сиквелы впервые «позволили женщине стать главной движущей силой сюжета, что является новым для франшизы». Маленькие девочки могут видеть в Рэй образец для подражания и поверить в то, что «они тоже могут стать джедаями – конечно, это звучит немного глупо для взрослого, но ребёнку крайне важно это чувствовать».

Автор считает, что сиквелы вызвали столь много разногласий ещё и по той причине, что они поднимают сложные проблемы и позволяют себе заплывать за буйки – в отличие от прошлых фильмов «Звёздных Войн». Некоторые сюжетные элементы «пришлись не по нраву части фан-сообщества, но тот факт, что их разрешили вставить в фильмы, сам по себе знаменателен и демонстрирует стремление отделить сиквелы от их предшественников». Так что, по мнению автора статьи, сиквелы, пусть даже такие – это лучше, чем ничего.

С последним утверждением трудно спорить. Однако всё же, если зрителя ставят перед такой дилеммой, то что-то с самого начала пошло не так, ибо выбор между чем-то и ничем трудно назвать оправданным.

Разберу утверждения автора по косточкам.

Итак, утверждение первое: приквелы тоже ругали, но теперь их все любят.

Во-первых, приквелы критиковали далеко не все. Выход этих фильмов сопровождал такой ажиотаж, какой и не снился диснеевским сиквелам. А ведь в ту пору даже ещё не было соцсетей. Количество созданных в ту пору фанатских сайтов и форумов превышает все мыслимые пределы. В каждой газете, в каждом журнале, включая издания абсолютно далёкие от мира кино, были статьи о «Звёздных Войнах» с красочными фотографиями. Актёры – Юэн Макгрегор, Натали Портман, Лиам Нисон – стали безумно популярны, на них просто очередь стояла из желающих взять интервью или снять в своём ток-шоу. Насколько я могу помнить, они просто не вылезали из турне. Резонанс от Эпизода I был просто бешеный, люди ходили в кино по нескольку раз. Конечно, первый фильм трилогии приквелов был довольно детским и делал сильный акцент на маленьком Энакине, что не всем понравилось, однако иначе показать становление юного джедая и последующее его превращение в Дарта Вейдера было невозможно. Но зато панорамы планет Далёкой-далёкой галактики были шикарны, а весь мир был правдоподобен и органичен, вплоть до мельчайших деталей.

Во-вторых, приквелы не ставили своей целью перевернуть наш взгляд на классическую трилогию «Звёздных Войн». История приквелов – это история падения Энакина Скайуокера и рассказ о том, почему целая Республика вместе с Орденом Джедаев не смогли противостоять козням хитроумного Палпатина. Это – глубокий, многоплановый сюжет с сильной философской подоплёкой, до сих пор дающий пищу для серьёзных дискуссий и размышлений о природе вещей. Сиквелы же не содержат в себе абсолютно никакой идеи, они просто берут классическую трилогию и пересказывают своими словами, добавляя некоторое количество бессмыслицы и отсебятины. Что нам дала история Рэй, для чего она была нужна? Чтобы Повстанцы в очередной раз победили Императора? Нет ответа.

Утверждение второе: трилогия сиквелов привнесла в мир «Звёздных Войн» больше [гендерно-расового] разнообразия.

Хорошо, но что за этим стоит – только само разнообразие ради разнообразия? Если уж вы сделали главного героя девушкой, то и показывайте её девушкой, а не биороботом. Пусть она влюбляется, ревнует, злится, капризничает, испытывает страх. Сила заключается в силе духа, а не в кулаках. Принцесса Лейя в этом плане была настоящей, живой: она могла и выйти из себя от гнева и сохранять хладнокровие в критической ситуации, она находила нужные слова поддержки для друзей и умела вдохновить солдат на битву. Рэй же – просто красивая куколка, наделённая сверхспособностями. Какой образец для подражания могут в ней найти маленькие девочки? В трилогии сиквелов она – не героиня, она – икона; как поп-идол, который всегда обращён к публике только глянцевой стороной. Поэтому, когда создатели диснеевской трилогии просят зрителей сопереживать Рэй, то это не срабатывает.

Цвет кожи персонажа тоже не является сам по себе каким-то определяющим фактором: важно умение актёра передать образ и умение сценариста этот образ прописать. Тот же Оскар Айзек сам по себе наверняка отличный актёр и имеет на счету гораздо более глубокие роли, чем роль совершенно бесцветного По Дамерона, который в диснеевской трилогии выглядит жалко даже на фоне BB-8, не говоря уж о Хане Соло, которого он тут косплеит.

Утверждение третье: трилогия сиквелов привнесла в «Звёздные Войны» новых персонажей и новые идеи.

Вообще, было бы странным, если б новая трилогия не добавила никаких новых персонажей и никаких новых идей – ну да ладно. Поговорим о персонажах. Со стороны плохих ребят это: Сноук, Хакс, Кайло Рен, Фазма. Палпатина в расчёт не берём. Все они умерли, и их ценность ограничивается лишь самой трилогией. Да и внутри неё за всех отрабатывает один Кайло, а остальные предстают в виде каких-то бумажных свистулек, которые лопаются ещё до того, как успеют напугать. Какой толк от того, что эти персонажи были привнесены в мир «Звёздных Войн»? То же самое касается и положительных героев. И даже не потому, что больше нечего про них сказать – нет, при желании можно сесть и выдумать какие угодно истории. Проблема в том, что интрига отсутствует. Если классическая трилогия оставила нам надежду на лучшее будущее для Далёкой-далёкой галактики и для троицы главных героев, то трилогия сиквелов оставила после себя пепелище и привкус продукта вторичной переработки. Какая история должна за этим последовать? Пост-эндор номер два? Рэй в роли Люка Скайуокера, восстанавливающая Орден Джедаев? А потом они в третий раз оживят Императора? Думаю, даже «Дисней» понимает абсурдность этой затеи.

Что касается новых идей, то предложенные трилогией сиквелов идеи вовсе не являются новыми или передовыми, как не является таковой идея покрасить снег в чёрный цвет или надеть розовое пальто на статую Давида Микеланджело. Если уж у «Диснея» зудело в одном месте от желания показать провал Республики и Люка Скайуокера как наставника джедаев, то вокруг этого и нужно было строить сюжет своей трилогии, а не вокруг нелепого воскрешения Палпатина. Кризис Новой Республики, лелеющий надежду взять реванш Имперский Остаток, утративший веру в себя Люк и горстка новых джедаев, пытающихся спасти мир – и никаких карикатурных злодеев и девочек с суперсилами. В «Диснее» проигнорировали основную идею «Звёздных Войн»: побеждают не благодаря сверхспособностям, побеждают благодаря дружбе, любви, верности и чести.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Рэй, приквелы, Disney, трилогия сиквелов

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях