• Блог


«Послушник»: что показало вскрытие

Сериал "Послушник" (The Acolyte)

Поскольку первый сезон (а быть может, и единственный) сериала «Послушник» завершён, я решила суммировать свои впечатления и провести препарирование данного произведения. Вот он лежит под простынкой, холодный и бледный, а я стою возле с аутопсийной пилой в руке и думаю, с чего бы начать.

Мне, конечно, очень хотелось бы заглянуть в черепную коробку режиссёрки Лесли Хэдленд и спросить у неё: а что ты, собственно, намеревалась сказать своим сериалом? В интервью изданию GQ шоураннерка сериала делится откровением: дело в том, что джедаи, по её мнению, «крайне несовершенны. И всегда такими были». Вероятно, именно этим обусловлено стремление Хэдленд снять сериал по «Звёздным Войнам» — желанием поведать жуткую правду о джедаях. А всё остальное, включая историю девочек-близнецов — просто приложение.

Это впечатление усиливается, когда на экране мы видим Вернестру Руо и сенатора Райенкурта. Джедаи явно не пользуются популярностью среди республиканской элиты. И, глядя на Вернестру, мы понимаем, почему. Сенаторы видят в джедаях конкурентов. Рыцарей плаща и светового меча, кажется, больше заботят политические игры, чем защита мира и справедливости.

Сериал "Послушник" (The Acolyte)

Вернестру не волнует то, что произошло с Солом и другими джедаями — она переживает о том, чтобы Сенат не начал копаться в их грязном белье. Поэтому она, не моргнув глазом, сваливает всю вину на Сола — так сказать, вишенка на торте, чтобы показать лицемерие джедаев и добавить ещё чуть-чуть грязи, если до этого её было недостаточно.

Когда перед нами раскрывается этот второй слой повествования, то остальное на его фоне перестаёт иметь значение. И сама Лесли Хэдленд делает всё для того, чтобы усилить это впечатление. Действия и мотивы близнецов, Оши и Мэй, так часто меняются с плюса на минус, что к финалу зритель окончательно теряет интерес к обоим персонажам.

Ситуация выглядит так, словно режиссёрка не поняла, куда их засунуть, и увлеклась более интересным для себя делом: обличением джедаев. Почему Мэй не присоединилась к Оше и Кимиру? Почему Мэй и Оша вместе не покончили с Кимиром? Почему обе близняшки так легко меняют полярность, причём каждый раз оказываются на противоположных сторонах? Ответы на эти вопросы мы вряд ли когда-нибудь получим.

Если Кимир считает, что Мэй его подвела, что она слаба и лишена мотивации, то почему он не убил её так же легко, как сделал это с джедаями? Опять же непонятно, почему Мэй в середине сезона вдруг решила сдаться джедаям, которых она 5 минут назад самозабвенно потрошила из мести. Она шла убивать Келнакку, и вдруг в её мозгу щёлкнул какой-то тумблер.

Сериал "Послушник" (The Acolyte)

Задумка сериала «Послушник», в целом, была неплоха. Но этот сценарий нужно было переписать ещё раз пять, чтобы избавиться от провисаний, нестыковок и затянутости, а освободившееся место выделить под развитие главных участников истории.

Сол, который несколько раз пытается представить свою версию событий на Брендоке, напоминает Финна из Эпизода IX, который всё порывается рассказать Рэй о чём-то важном, но до конца фильма так и не успевает это сделать. Казалось бы, чего проще — возьми и скажи девочкам: «Ваша мать стала превращаться в чёрный дым и превращать Мэй, и я испугался за жизнь девочки». Но Сол вместо этого твердит, как попугай: «Наше вмешательство было правильным».

Сцена, когда Оша при помощи Силы душит мастера Сола, больше напоминает какой-то South Park. Джедай хрипит и закатывает глаза, но время от времени волшебным образом приходит в себя, чтобы изречь нечто в духе «Я тебя понимаю». В этот момент ожидаешь, что Оша в ответ скажет: «И я тебя понимаю, чувак, но извини — сценарий. Ничего личного».

Оша душит своего бывшего учителя с хладнокровием серийного убийцы, причём Мэй, которая вроде бы не была настроена столь категорично, даже не пытается её остановить. Обе сестрички воспринимают происходящее как неприятную, но нужную работу — что-то вроде мытья унитаза.

Сериал "Послушник" (The Acolyte)

К концу сериала становится совершенно непонятно, кто из близнецов плохой, а кто — хороший. Они меняют прошивку так же легко, как пип-дроид. Ни у одной из девочек, похоже, нет собственных ценностей и убеждений. Они, как вода, принимают форму сосуда.

Кимир — фигура столь же противоречивая, но не из-за какой-то там невероятной глубины образа, а потому, что Лесли Хэдленд так и не решила, на какую сторону шахматной доски его поставить. Кажется, ей просто нужен был сексуально привлекательный злодей, чтобы поиграть на чувствах тринадцатилетних девочек.

Цели Кимира абсолютно неясны. «Я хочу ученика, и чтоб джедаи не мешали» — это не цель, это больше походит на подростковое нытьё. Что-то из серии «мама не разрешает мне краситься». И протест Кимира — он тоже какой-то подростковый. Поэтому, хотя Мэнни Хасинто и старается, его персонаж не выглядит змеем-искусителем. Скорее, он просто подначивает сначала одну девочку, а потом другую бунтовать против взрослых.

Возможно, сериал просто слишком усердно пытался нагнетать интригу вокруг Незнакомца, и потому к финалу результат выглядит пшиком. Ни сам Кимир, ни его прошлое не добавляют к истории никакой дополнительной ценности. Намёк на его связь с Вернестрой Руо только усиливает это разочарование.

Сериал "Послушник" (The Acolyte)

Быть может, Лесли Хэдленд тоже это понимала, поэтому решила компенсировать просчёт, показав зрителям Дарта Плэгаса. Что это должно означать — зрители, вероятно, должны догадаться сами (а многие вообще не поймут, кто это такой). Режиссёрку, наверное, не научили, что камео должно привносить дополнительный смысл, а не служить украшением стола, как варёная свиная голова с яблоком в зубах.

Ещё одно камео финального эпизода — это магистр Йода, которого показывают со спины, и которого Вернестра Руо, по всей видимости, намерена сделать соучастником своего заговора лжи. Отлично, ведь мы ещё не видели главу Совета Джедаев, который скрывает преступления и коррупцию внутри Ордена. Уж не по этой ли причине он сжигает книги в Эпизоде VIII?..

Сериал "Послушник" (The Acolyte)

Очевидно, что дискредитация джедаев в сериале «Послушник» была главной целью режиссёрки Лесли Хэдленд. Иначе я не понимаю, почему все джедаи ведут себя, как олигофрены.

Они выглядят беспомощными, они совершенно не способны организовываться, а при виде опасности просто сбиваются в кучу. Они напоминают толпу крестьян, которые с палками в руках выходят противостоять рыцарю в доспехах.

Объясните мне, почему мастер Сол то и дело впадает в ярость, а Кимир остаётся сдержанным и хладнокровным? Мне интересно, как скоро «Дисней» доберётся до джедаев, совращающих падаванов в кельях.

Ох уж этот «Дисней». В его офисах наверняка снова ломают голову над тем, почему сериал не выстрелил. И снова обвиняют во всём токсичных фанатов. «Уж мы к ним и так, и этак, со словами и без слов…».  Но так всегда бывает, ребятки, если вас интересует только продажа мерча, а не желание узнать и понять франшизу.

«Звёздные Войны» — это не аттракцион вроде «Пиратов Карибского моря». Это глубокая философская концепция, скрытая за незатейливой вывеской «субботнего кино для всей семьи». Это — вселенная, где у каждой вещи и у каждой личности есть своё место и предназначение. Жаль только, что у этой франшизы нет правообладателя, который не позволял бы жадным корпорациям запускать в неё свои жирные руки.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: ТВ-сериал по Звёздным войнам, критика, Лесли Хэдленд, Сериал "Послушник"

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях