• Миксер


«Пробуждение Силы» и «Изгой-один»: чья история убедительнее?

Джин Эрсо и штурмовики в фильме Изгой-один

Эпизод VII «Звёздных войн» — «Пробуждение Силы» — и спин-офф под названием «Изгой-один» («Rogue One») в плане прибыли, вне сомнения, являются блокбастерами, однако они совершенно справедливо были подвергнуты критике за сюжетные дыры или за недостаточную проработку персонажей. Но, если вы хотите узнать, почему «Пробуждение Силы» выглядит убедительнее, чем «Изгой-один», то предлагаем вам посмотреть отличный ролик на YouTube-канале «Lessons from the Screenplay». Там раскрываются недостатки повествования в обоих фильмах и объясняется, почему «Изгой-один» в этом плане выглядит слабее.

Это происходит не из-за времени действия, сеттинга, актёрской игры или проблем с подбором актёров. В «Изгое-один» с этим всё обстоит хорошо и даже очень, а визуальная составляющая удачно дополняет все четыре вышеописанных аспекта. Просто «Изгой-один» потерял самое важное для любого фильма, будь то хоть «Смоки и бандит» или «Мой ужин с Андрэ»: повествование. Главные герои должны действовать и быть на первом плане. В каждой сцене, всегда.

Несмотря на некоторую вторичность истории «Пробуждения Силы», Рэй там показана достаточно убедительно, чтобы в неё поверить: в первой четверти фильма она вынуждена заниматься тяжёлым трудом, и мы проникаемся тем, как трудно ей живётся. Её персонаж не лишён недостатков — вы, наверное, помните, что она по какой-то причине считает необходимым вернуться на Джакку. Эта «сказка, в которую она верит» кажется малоубедительной и не тянет на серьёзный аргумент в случае с Рэй. Но в целом, зрители проникаются её историей, потому что они становятся свидетелями того, как Рэй делает свой выбор, как добивается того, что хочет, и как готова смириться с тем, что выше её сил.

С «Изгоем-один» всё обстоит иначе. Практически ничто из показанного в первой половине фильма — даже в двух третях фильма — не оказывает никакого влияния на течение финальной битвы и на её исход после выступления Звезды Смерти. «Lessons from the Screenplay» указывают на то, что в фильме мы не видим, чтобы Джин или её союзники делали какой-то осмысленный выбор вплоть до финальной атаки на Скариф. Их самопожертвование в конце благородно, но лишено той значимости, на которую рассчитывали создатели фильма, потому что ему предшествует цепочка каких-то случайных, не связанных между собой событий.

* * *

Источник: Polygon

Прокомментирую. Для начала, видео действительно стоит посмотреть — тем более, там есть субтитры на английском языке, что облегчает восприятие. Что касается темы, затронутой в этом видео, то тут я, пожалуй, соглашусь с его создателями: в сценарном плане «Пробуждение Силы» действительно выглядит лучше «Изгоя-один», несмотря на то, что повествовательную, драматургическую часть я бы назвала одинаково посредственной в обоих фильмах. Если рассматривать один только сюжет, то в «Пробуждении Силы» он в большей степени соответствует классическому «путешествию героя»: слово «путешествие» тут не нужно воспринимать буквально, а нужно вспомнить архетипы Юнга и книги Джозефа Кэмпбелла,— например, «Герой с тысячей лиц»,— питавшие вдохновение Джорджа Лукаса (О Кэмпбелле и его влиянии на творчество Лукаса можете почитать в архивах моего сайта JediCode — там же можно прочесть и другие материалы на эту тему).

В «Изгое-один» персонажи действуют так, как следует по сценарию, однако их поступки ничем не мотивированы. Почему Джин оказалась в имперской тюрьме? Почему она согласилась сотрудничать с Повстанцами, к которым никогда не была идейно близка, и которые приказали убить её отца? Почему ей, которая много лет живёт сама по себе, не желая принимать ничью идеологию, вдруг стало не всё равно, как Империя станет использовать Звезду Смерти? До этого Империя почти 20 лет порабощала, угнетала и истребляла непокорных тысячами. Почему Бэйз Мальбус и Чиррут Имве прониклись симпатией к Джин, увидев кристалл кайбер на её шее, но ни разу за весь фильм даже не удосужились поговорить с Джин о Силе, о Стражах Уиллов, о Джеде, расспросить её о кристалле? Ростки историй в фильме только начинают проклёвываться — и сразу же вянут. Сценарий вязнет во второстепенных деталях, вместо того, чтобы рассказывать историю превращения человека в Личность на примере взаимоотношений между Джин, её отцом и Кассианом и взаимным влиянием этих персонажей на главный жизненный выбор друг друга.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Эпизод VII, Star Wars Rogue One

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях