• Статьи


Отсылки к саге Лукаса — ахиллесова пята новых «Звёздных Войн»?

Сериал Skeleton Crew

Так ли уж необходимо новым фильмам и сериалам по «Звёздным Войнам» иметь (и демонстрировать) связи с другими частями франшизы? Об этом размышляет Дэвид Харт в своей статье на сайте ComicBook.

…Сериал «Звёздные Войны: Опорная команда» (Star Wars: Skeleton Crew) на фоне остальных проектов франшизы не может похвастаться большим количеством просмотров. Но ему всё равно удалось впечатлить тех, кто его посмотрел. Последний эпизод показал, что сериал прочно стоит на ногах: он оказался выигрышной комбинацией «Звёздных Войн» и фильма «Балбесы».

Однако, были в нём и такие аспекты, которые не понравились некоторым фанатам. Речь об отсылках к другим проектам «Звёздных Войн».

Казалось бы, «Опорная команда» с самого начала стояла на том, что для хорошего сериала по «Звёздным Войнам» вовсе не обязательно наличие таких отсылок. И как раз поэтому история детства Джода На Навуда и прибытие эскадрильи Новой Республики в финале кажутся столь нелепыми.

Такие моменты, в действительности, только ослабляют «Звёздные Войны» в целом. Ностальгия способна всё отравить, и современные Star Wars это доказывают со всей убедительностью.

Отсылки подавляют креативность

Оригинальная трилогия познакомила зрителей с Далёкой-далёкой галактикой почти 50 лет назад и сделала «Звёздные Войны» частью культурного наследия. Эти три первых фильма представили нам несколько вещей, превратившихся в представлении зрителей в условные символы «Звёздных Войн»: световые мечи, джедаи, планеты-пустыни, «крестокрылы» X-Wing, штурмовики и Звёзды Смерти.

Трилогия приквелов добавила к этому списку ситхов и клонов-солдат, одновременно расширив некоторые понятия, знакомые по оригинальной трилогии. Практически каждый медиапродукт «Звёздных Войн» включал эти элементы.

В «Звёздных Войнах» сложно обойти стороной постоянные обращения к лукасовской саге — ведь они стали именно тем, что отличает Star Wars от других фантастических произведений. Однако данные аспекты — не единственное, что определяет франшизу. Одно из её замечательнейших свойств заключается в том, что она давно обзавелась собственным сеттингом. Существуют тысячи лет истории и множество эпох, каждая из которых передаёт своё собственное, уникальное ощущение. Поэтому историю «Звёздных Войн» можно легко рассказать, даже не показывая световой меч или всем знакомый истребитель.

Есть разница между отсылкой и сеттингом, но многие люди, работающие над «Звёздными Войнами», об этом, похоже, забыли. Например, поместить историю в эпоху Империи — это не отсылка. А вот добавление в сюжет штурмовиков просто ради того, чтобы они были — это уже проблема. Люди уже устали от того, что им постоянно напоминают о вещах, которые стали приметой «Звёздных Войн», и заставляют на них смотреть.

«Опорная команда» хватается за соломинку уже в самом начале сезона. Когда Джода На Навуда представляют четверым детям, то сразу же намекают на его джедайское происхождение А уже в третьем эпизоде зрители видят «крестокрылы».

Вместе с тем, сериал сделал всё возможное для того, чтобы стать вещью в себе. Он представил оригинальную историю, перенёс фанатов в новые миры и познакомил с новыми приключениями. Лучшими качествами этого сериала стали персонажи, сюжет и его атмосфера, а не очевидные отсылки к джедаям. Если уж на то пошло, то эти отсылки только раздражали.

Финал показал, что могло быть ещё хуже. Да, история о том, что Джода обучала джедайка, прячущаяся от Империи, — это всё же лучше старой песни про то, как «он сбежал после объявления Приказа 66 и с тех пор скрывался». Но было бы намного интереснее, если бы он самостоятельно развил в себе способности к восприятию Силы. И не пришлось бы сочинять историю о том, как ему в руки попал световой меч.

Идея насчёт того, что Новая Республика приходит и спасает положение, в целом прекрасна, но было бы более впечатляющим, если б дети побудили жителей Ат Аттина дать отпор пиратам. И так можно было показать новый истребитель или боевой корабль, не привязанный к уже известным всем по оригинальной трилогии.

«Звёздным Войнам» нужны инновации

Джордж Лукас, работая над «Звёздными Войнами», черпал вдохновение из огромного количества произведений: комиксы про Флэща Гордона, киносериалы эпохи его юности, фильмы Куросавы о самураях и исследования Джозефа Кэмпбэлла о природе мифов.

Всё это стало частью ДНК «Звёздных Войн». Однако причина, по которой Star Wars были так хорошо восприняты зрительской аудиторией, заключалась в том, что эти фильмы взяли знакомые вещи и создали из них нечто совершенно новое. Они были инновационными, и именно потому стали значимой частью поп-культуры.

А нынешние «Звёздные Войны» больше не вводят ничего нового, потому что связаны пуповиной с оригинальной трилогией. Даже в условиях, когда у «Опорной команды» был шанс рассказать историю, не оглядываясь на остальную франшизу, сериал не смог этого сделать.

Взгляните на проекты, которые с момента приобретения «Диснеем» компании Lucasfilm больше всего подвергались критике. Что между ними общего? Ностальгические отсылки.

Чтобы «Звёздные Войны» когда-нибудь смогли подняться над этим, им нужно оставить прошлое позади.

* * *

Источник: ComicBook (с незначительными сокращениями)

По-моему, автор заблудился в дебрях собственных умозаключений. С одной стороны, он признаёт, что у «Звёздных Войн» есть определённый, аутентичный сеттинг. С другой стороны, он полагает, что дух ЗВ можно передать и безо всех этих световых мечей, джедаев и «крестокрылов».

Да, без этих элементов действительно можно построить повествование во вселенной ЗВ. Но это разве единственные компоненты, которые делают эту вселенную Галактикой «Звёздных Войн»? И как можно показать фильм или сериал в сеттинге той же Империи, не показав при этом признаки Империи? Тогда в чём смысл сеттинга?

Возможно, автору невдомёк, но как раз небольшие детали способны передать атмосферу эпохи, и порой даже лучше, чем масштабные декорации. Например, одного лишь развевающегося за окном флага со свастикой достаточно, чтобы понять, почему герой неразговорчив и старается не выдавать истинных чувств.

Хорошо, можно убрать вообще всё, что хотя бы отчасти напоминает ЗВ. Но зачем, с какой целью? Ради эксперимента? Тогда проще снять обычный фантастический фильм про вымышленную вселенную – что-то вроде Rebel Moon.

Опыт прошлых лет уже показал, к чему приводят такие эксперименты. Но, похоже, это не для всех очевидно.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: Джордж Лукас, ТВ-сериал по Звёздным войнам, классическая трилогия, новые фильмы Звёздных Войн, Skeleton Crew

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях