В 1998 году редактор LucasArts Хэйден Блэкман вместе с дизайнерм Винсом Ли захотели включить в
Когда они приступили к работе, пути назад уже не было. Карты имеют свойство брать над вами власть, и освободиться от неё нелегко. Современные карты земной поверхности учитывают всё вплоть до маленького пригорка благодаря космическим спутникам. Даже средневековые карты, с их предупреждениями в духе «там могут быть драконы» и фантастическими чудовищами, располагающимися по краям, интересны в большей степени
«Звёздные войны» — это вымышленная вселенная, но она, имея под собой крепкую мифологию и обладая мощным влиянием
Карта с
Отчасти эта задержка была нежеланием привязывать писателей к жёсткой структуре, но на самом деле отсутствие этой структуры породило дополнительные проблемы. Авторы романов «Звёздных войн» часто использовали названия планет из фильмов, вставляя упоминание о Дантуине или Орд Мантелле чисто ради привкуса аутентичности. Эта привычка привела к тому, что одни и те же миры описывались
Такова была ситуация, с которой столкнулись Хэйден Блэкман и Винс Ли — а дата выпуска Behind the Magic неумолимо приближалась. В письме к Lucasfilm, отправленном по электронной почте, Винс с сожалением отмечал, что «о некоторых локациях существует много противоречивой информации, а о других локациях полезной информации совсем мало». Но они продвигались вперёд, несмотря на полную неопределённость, и ломали голову над тем, как представить трёхмерное пространство в двухмерной плоскости. В основном они полагались на географический справочник от West End Games, в котором приводились данные о продолжительности путешествий между известными планетами в галактике «Звёздных войн». Они предполагали перевести время в расстояние — и тогда справочник оказал бы им неоценимую помощь. «К сожалению,— как отмечал Ли,— приводимые в справочнике данные казались непоследовательными. Например, иногда путешествие от A до B и потом до C занимало меньше времени, чем прямой маршрут от A до C. Чтобы справиться с этой проблемой, мы решили, что более долгое нахождение в пути связано с препятствиями, возникающими на маршруте. В конце концов, вполне логично, что навигационный компьютер мог разбить путешествие в гиперпространстве на серию коротких прыжков. Плохо картографированные маршруты также могли отнимать больше времени».
Карта из Star Wars Roleplaying Game Revised Core Rulebook
Другим источником стал путеводитель «The Essential Guide to Planets and Moons», в то время существующий только в виде предварительного макета. Книга включала в себя более 100 планет, расположенных в различных областях, от Ядра до Внешних Территорий, но карты как таковой там не было. Для картографов это было равнозначно ситуации, когда вы берёте автомобиль напрокат, и вам предлагают взять его
Как автор «The Essential Guide to Planets and Moons» я был призван в качестве консультанта для создания карты, но Блэкман и Ли уже и без меня знали, что делать.
Начало было воодушевляющим, но шестнадцать планет никоим образом не могли передать разнообразие галактики «Звёздных войн».
Карта из книги Вектор Прайм
Сью Ростони из Lucasfilm и Шелли Шапиро из Del Rey согласились с тем, что новая карта необходима, и в декабре 1998-го года назначили ответственного за этот проект — Джеймса Люсено. Люсено, автор дилогии «Нового Ордена Джедаев» под названием «Agents of Chaos» (куда входили два романа, «Hero's Trial» и «Jedi Eclipse»), сразу же связался со мной, чтобы обсудить детали. Мы с Джеймсом долго изучали карту, выполненную для
Приводимая ниже цитата из
«Рисуй заглавную J, начав от Дантуина, потом пройди близко к Кашииику и сверни влево —
Карта из издания Star Wars Fact File
Самым важным при работе над этой картой было избегать дублирования или отмены любых сделанных ранее вкладов в картографию «Звёздных войн». Это означало, что нам нужно внимательно изучить каждый сектор на картах от West End Games — даже тот, который выглядел, как обычный тупик в инопланетном захолустье. Наши усилия были вознаграждены: в дополнении «Secrets of the Sisar Run» мы обнаружили кусочек Пространства Хаттов, в «Star Wars Adventure Journal» была целая россыпь планет Ядра, а география Римманского Торгового маршрута была описана в «Lords of the Expanse». К сожалению, эти крохотные карты представляли собой части паззла, который ещё даже не был нарисован. Читая характеристики Сектора Тапани в справочнике по ролевым играм, я чувствовал себя так, словно держу в руках дорожный атлас Вены, не имея понятия о существовании Австрии или Европы и вообще не представляя, круглая Земля или плоская.
Попытки совместить элементы этой мозаики с картой от диска «Behind the Magic» превратились в безумную гонку за тенью: Сектор Пармел соединяется с Сектором Сарин, Сектор Сарин соединяется с Сектором Куэнс… Добавление новой планеты порой было равнозначно тому, чтобы выдернуть карту из основания карточного домика. Чтобы избежать разрушения невидимых нитей, соединяющих планеты друг с другом, я начал составлять
Все эти эксперименты привели нас к одному простому выводу: нарисуй дороги, а всё остальное подтянется само собой. Галактика «Звёздных войн» уникальна на фоне прочих научно-фантастических вселенных тем, что её сверхсветовые звездолёты не могут просто так летать туда, куда хотят. Как говорит Хан Соло в «Новой надежде», «без точных вычислений вы либо врежетесь в звезду, либо окажетесь слишком близко к сверхновой». Безопасных проходов сквозь гиперпространство довольно мало, а знания о них ценятся дорого. Эти маршруты, или «гипертрассы» (hyperlanes) где вы можете не бояться встречи со сверхновой, являются артериями в системе галактических путешествий и торговли. Как только мы с Джимом нарисовали главные трассы,— Коррелианский Торговый путь, Хайдианский путь, Римманский Торговый маршрут и Разрез, отграниченный Перлемианским Торговым маршрутом и Кореллианским Торговым путём,— самая трудная часть работы была сделана. Разметка этих маршрутов для «Звёздных войн» была эквивалента открытию навигации между всеми земными континентами.
Торговые пути также помогли приоткрыть завесу над некоторыми галактическими тайнами. Например, ориентация всех путей на «восток» объяснялась наличием Неизведанных Регионов в западном квадранте галактики. Благодаря этому также стало понятно, почему герои «Скрытой угрозы» направились от Набу к Корусанту через далёкий Татуин, планету пустынь, находящуюся неподалёку от Кореллианского Перегона — звёздной трассы № 66, предназначенной для тех, кто не любит ждать.
Первая карта для «Нового Ордена Джедаев» была закончена к концу декабря и включала в себя более 50 планет. Она стала неотъемлемым атрибутом для планирования сюжета, однако у Del Rey не было намерений включать её непосредственно в сами романы. Убеждённый в том, что эта карта будет столь же полезной для читателей, как и для архитекторов сюжета, я купил книги «A Fire Upon the Deep» Вернора Винджа и «The Killer Angels» Майкла Шаары — литературные изложения Битвы при Геттисбурге. В первой была представлена своя собственная «галактическая карта»; во второй на карты сражения были нанесены стрелки, указывающие перемещения армий Союзников и Конфедерации. Джим Люсено принёс эти книги на встречу, где обсуждался сюжет [будущих книг], и которая проходила на Ранчо Скайуокер в марте 1999 года. Получив наглядные доказательства того, как карта может улучшить восприятие и понимание истории, Del Rey дал идее зелёный свет, и карту должны были опубликовать той осенью.
К нам присоединился Крис Барбиери, который стал официальным художником проекта.
«Крис предложил несколько различных подходов,— вспоминает Люсено.— Помню несколько дискуссий по поводу ограничений, накладываемых двумерным пространством, а также по поводу общего стиля, шрифтов и разных способов представить Неизведанные Регионы, Дикий Космос и путь вторжения».
Барбиери вручную нарисовал линии, которые немного отличались от созданной на компьютере карты с диска «Behind the Magic», вызывая в памяти воспоминания о старой пиратской карте острова сокровищ. В ноябре 1999 года финальная версия иллюстрации появилась на фронтисписе романа «Вектор Прайм» в виде разворота.
Карта из журнала Star Wars Gamer
Тем не менее, работа над улучшением карты продолжалась.
Когда мы представили публике эти карты, то нам показалось уместным распространить эту идею и на другие проекты, где можно было обеспечить большую детализацию благодаря увеличенным форматам печатного листа. В справочнике «Inside the Worlds of Episode I» от Dorling Kindersley малоизвестные планеты из Эпизода I представлены в виде миниатюр, тогда как огромная
Карта из журнала Star Wars Insider
Ревизия карты происходит регулярно — когда мы имеем дело с цивилизацией, где существуют «тысячи тысяч» миров, то всегда есть планеты, которые необходимо добавить. В последний раз мне — вместе с редактором Lucasfilm Крисом Кераси, отвечающим за политику «целостности» — представился случай нанести на карту новые локации, показанные в Эпизоде II «Звёздных войн» — «Атака клонов». Замечание Падме о том, что «Джеонозис находится на расстоянии менее парсека» от Татуина сделало процесс работы над этим производственным центром довольно лёгким, а вот описание Камино со слов Декстера Джеттстера — «чуть южнее Лабиринта Риши» — заставило меня потрудиться, потому что нужно было придумать местоположение для планеты Риши, представленной в романе Тимоти Зана «Dark Force Rising».
Карта галактики со всеми её составляющими прекрасно справляется со своей главной задачей — даёт фанатам «Звёздных войн» понимание того, как расположены известные им планеты. Но у неё есть и собственное достоинство, несмотря на переменчивую славу — она пробуждает интерес к романтике приключений. Неизведанные Регионы — это настоящая Терра Инкогнита, а Перлемианский Торговый путь — это как Северный Морской путь. Для всех исследователей времён Старой Республики, открывавших её гипертрассы — и, что более важно, для тех картографов из реального мира, которые по крупицам создавали детали этой вымышленной картографии — эта карта стала настоящим воплощением великой мечты.
* * *
Перевод статьи Дэниела Уоллеса «Making the Map» (журнал «Star Wars Insider» № 065)