• Блог


Почему фанатам «Звёздных Войн» не нравятся новые героини?

Асока Тано покидает Орден Джедаев

На сайте CBR.com опубликована статья, в которой утверждается, что фанаты «Звёздных Войн» «ослеплены бессознательным женоненавистничеством» и поэтому воспринимают в штыки любых женских персонажей, если только это – не героиня Кэрри Фишер. Ненависть к Рэй или Реве Севандер, пишет автор, имеет те же корни, что и ненависть к Асоке Тано. Это сейчас, мол, знаменитая тогрута стала любимицей зрителей, а когда она впервые появилась на экране, то на неё обрушились потоки критики.

В статье в качестве примера приводится тред с форума TheForce.net, который называется «Кто ненавидит Асоку?» — в первом же посте её называют «тупой», а во втором желают поскорее умереть. Потом разговор переходит на разные мелочи вроде того, кто кого может победить в бою на световых мечах. Эта ветка, по мнению автора статьи, полностью соответствует нынешним дебатам о «Звёздных Войнах». Обсуждение подобных тем, с чего бы оно не начиналось, всегда переходит к «Мэри Сью» и «искусственному преувеличению возможностей и способностей женщин». В противовес этому приводятся аргументы о том, насколько круты Лейя и даже Падме в сравнении с этими новыми «бой-бабами» со световыми мечами. Единственное, что изменилось, так это то, что Асока теперь перешла в разряд «нормальных женских персонажей» и перестала быть объектом ненависти для мужчин.

Как сказано в статье, «взрослые видели в ней (в Асоке) непослушного и самоуверенного подростка, который не проявляет никакого пиетета по отношению к культовым персонажам «Звёздных Войн» […] Однако, для детей она была идеальной. Она была забавной, и она была умнее большинства взрослых. Она могла надрать задницу кому угодно. Впервые в «Звёздных Войнах» у детей был герой такого же возраста, как и они сами».

В итоге, пишет автор, «Асока стала любимым персонажем, а сам сериал помог «реабилитировать» трилогию приквелов в глазах некоторых прежних фанатов. Дети, которые выросли на приквелах, и так их всегда любили, а «Войны Клонов» только усилили эту привязанность».

Подводя итог, автор задаётся вопросом: была ли Асока Тано сразу хорошим персонажем или «улучшилась» со временем? «Не стоит его рассматривать,— отвечает он сам себе. – Лучше стоит подумать, почему женские персонажи-джедаи вызывают одинаковую негативную критику, даже несмотря на совершенно разные истории, с ними связанные».

* * *

Рассуждения автора базируются на одной принципиальной ошибке, которая свойственна представителям шоу-бизнеса, а также начинающим авторам с ранимой душой и гипертрофированным самолюбием: они думают, что это аудитория им досталась какая-то неправильная, а с фильмом (сериалом, романом, героем) всё хорошо. Но зритель-то чувствует фальшь и неудовлетворённость. Может быть, он не всегда может складно выразить свои претензии, но его организм противится тому, что он видит на экране. Почему Лейя не вызывает отторжения? Потому что она – настоящая. Она – сильная духом, но не супергероиня, она может делать глупости, ошибаться, быть стервозной. Она не затеняет собою друзей, а действует в команде. Команда – это то, чего нет в диснеевских поделках, потому что вся мифология Диснея построена на героях-одиночках. А «Звёздные Войны» — они про дружбу, доверие, взаимовыручку и про то, что только этим можно противостоять силам зла.

Но постойте – ведь Асоку придумал не Дисней, а сам Лукас? Верно. Как верно и то, что даже демиурги иногда могут ошибаться. Очевидно, Лукас хотел расширить аудиторию «Звёздных Войн», но при этом попытался усидеть на двух стульях, и не очень удачно. В довольно неплохом и достаточно взрослом по содержанию сериале «Войны Клонов» дерзкая пигалица Асока оказалась главным раздражающим элементом. И не потому, что она была страшненькой и «мечтой педофила» — она просто выглядела чужеродно, излишне гротескно, вызывающе и абсурдно. В «Войнах Клонов», где победы достигались ценой тысяч смертей, вдруг появилась вертлявая малолетка, которая «надирала всем задницы», и превратила войну в фарс.

Я не люблю фильмы с детьми, потому что дети в этих фильмах всегда фальшивят, всегда слишком смышлёные и рассудительные, всегда слишком голубоглазые ангелочки. По этой же причине, думаю, всех раздражала маленькая Асока – пока её в сериале не сделали чуть постарше. Так что дело не том, что фанатам не понравился женский персонаж, а в том, что он поначалу был слишком вызывающим. Уверяю, что будь Асока мальчиком, то реакция была бы точно такая же: заявился какой-то мелкий ноунейм и чуть не в одно лицо выиграл «Войны Клонов».

Что же касается той самой якобы «ненависти» фанатов к женским персонажам «Звёздных Войн», то неприязнь эта тоже никаким образом не связана с гендерной принадлежностью. Просто так уж вышло, что диснеевские героини Далёкой-далёкой галактики чем-то напоминают пламенных комсомолок эпохи соцреализма: это – женщины-лозунги, женщины-агитплакаты, бронзовые статуи с мощным торсом и устремлённым за горизонт взглядом. Внутри них – такая же пустота, как и внутри этих статуй. Они приходят из ниоткуда и уходят в никуда, у них нет семьи, они не влюбляются, не страдают, им не нужны друзья. Как же фанаты должны сопереживать тем, кто не нуждается ни в каком сопереживании? И да, «мэрисьюшность» раздражает, но не потому, что женщина не может быть хорошим бойцом, а потому, что это качество ставят во главу угла, забывая, что женщина – это, в первую очередь, сострадание, забота, мудрость и нежность. За машиной, лихо орудующей световым мечом, должно быть что-то кроме боевых рефлексов и привлекательной внешней оболочки.

И Рэй фанаты не любят не потому, что она рвёт шаблоны восприятия, а как раз наоборот – потому что следует всем устоявшимся стереотипам о том, что девочки должны получать всё просто потому, что они – девочки. И, конечно же, героиня обязана быть миленькой, умненькой, ловкой, пилотировать любой летательный аппарат и знать кучу совершенно не нужных ей языков.

В классической трилогии «Звёздных Войн» был только один главный женский персонаж, и это устраивало всех фанатов, потому что фильмы Лукаса были не о супер-способностях, а о любви, дружбе и самопожертвовании. Дисней наводнил Далёкую-далёкую галактику новыми героинями, но количество не переросло в качество – вместо этого фильмы и сериалы превратились в парад одиноких звёзд.

Поделиться ссылкой на статью:

Метки: принцесса Лейя, Асока Тано, фэндом, Рэй, новые фильмы Звёздных Войн

Centax

Другие мои проекты

Centax в соцсетях