Lucasfilm должен определиться с аудиторией «Звёздных Войн»

    Люк Скайуокер - Эпизод V "Звёздных Войн"

    Для кого предназначены «Звёздные Войны»? Дискуссии на эту тему продолжаются уже довольно долго, а ответ представляется всё более сложным по мере того, как проект, изначально представлявший собою низкобюджетную аллюзию на Флэша Гордона, обрастает множественными ответвлениями. Правда ли, что «Звёздные Войны» — исключительно для хардкорных фанатов, которые могут разговаривать на выдуманных языках и выявляют несоответствия в книгах успешнее, чем Сюжетная Группа Lucasfilm? Или же они рассчитаны, в первую очередь, на обычных зрителей, которым наплевать на книги, игры и сериалы? И самый главный вопрос: это франшиза для детей или для взрослых?

    В эпоху Джорджа Лукаса «Звёздные Войны» явно чувствовали себя неудобно, пытаясь усидеть между двух стульев: аудиториями младшего и старшего возраста. Фильмы нарочито целомудренны в том, что касается романтических отношений, и почти не позволяют себе даже поцелуев. С другой стороны, безжалостное отрубание живому существу конечностей воспринимается в них как должное ещё со времён «Новой надежды». Между джедаями и ситхами происходит религиозная война, однако самой духовности в сеттинге почти не уделяют внимания, несмотря на то, что Лукас использовал восточные религии при создании здешней системы мировоззрения и Силы. Тут есть милые маленькие роботы, которые забавно бибикают, и тут же совершают массовое убийство детей.

    Противоречивая ситуация с тем, к кому же обращается франшиза, распространились и на Расширенную Вселенную, где со временем новые романы, комиксы и игры постепенно становились всё ближе и ближе к более зрелой аудитории. «Республика», «Наследие», «Тёмные времена» и «Агент Империи» всё более смело обращались с сексуальностью, наркотиками и психологическим воздействием на аудиторию на фоне практически неизменного статуса основных «Звёздных Войн». Романы о Новом Ордене Джедаев погружают нас в самую пучину войны, битва за битвой, заставляя стать свидетелями гибели главных героев, потому что галактика на сей раз столкнулась с врагом гораздо более худшим, чем Империя — настолько, что реформированная Империя вступила в союз с Новой Республикой, чтобы остановить волну вторжения йуужань-вонгов.

    В то же самое время появляются такие проекты, как игра Bombad Racing или телесериал «Войны Клонов» и множество других проектов, предназначенных для всех возрастов. Одним из самых больших успехов франшизы стал LEGO Star Wars. Это наглядно демонстрирует, что «Звёздные Войны» за пределами фильмов могут нравиться совершенно различным возрастным группам. Сериал от Cartoon Network должен был соблюдать осторожность по части дозирования жестокости на экране, зато комикс от Dark Horse имел полную свободу в том, чтобы изображать более мрачные моменты. Ребёнок вряд ли бы увлёкся более серьёзными книгами про Новый Орден Джедаев, но серия про юных рыцарей-джедаев была ему в самый раз.

    Разнообразие игр было не столь велико, но, тем не менее, они наглядно демонстрируют различие в проектах, предназначенных для молодых и для более старших игроков. «Jedi Knight» и «Battlefront» были очевидно ориентированы на подростков и взрослых, тогда как «Episode One: Racer» и «Pit Droids» были средством провести вечер в кругу семьи. Главным фактором являлось то, что эти два сектора не мешали друг другу. Вместо того, чтобы ослаблять целостность или творческую свободу внутри сеттинга, всё было переплетено и действовало, как единое целое, но каждый элемент был в достаточной мере изолирован, чтобы существовать автономно — если вдруг вам что-то не нравилось.

    Всё изменилось, когда «Войнам Клонов» дали канонический уровень наравне с фильмами. Сериал, рассчитанный на детей, внезапно приобрёл больший вес, чем любая другая данность франшизы — причём, вне зависимости от популярности среди фанатов. Как уже упоминалось в подкасте The Escapist Movie, это сослужило сериалу плохую службу. Когда Disney приобрёл Lucasfilm, то его желание превратить всё в единый канон и обеспечить связь всего со всем только усугубило проблему, поскольку привело к усреднению до степени почти полного «обезжиривания».

    Примером может служить работа Дэйва Филони — человека, стоящего за «Войнами Клонов»,— над сериалом «Звёздные Войны: Повстанцы». Сериал пытается показывать ужасы войны, но выглядит уже гораздо более беззубым и неловко избегает некоторых жестоких моментов, опуская занавес в лучших традициях театральных постановок. Но зато в этом сериале нам показывают, ничтоже сумняшеся, как инквизиторы летают по воздуху на пропеллере из световых мечей, подобно злобной Мэри Поппинс.

    Со временем такое отношение к франшизе превратилось из негласного правила в прямое оправдание; некоторые даже доходили до того, что провозглашали: «Это — для детей!» — как будто данное обстоятельство является оправданием для плохого качества. Если «Звёздные Войны» предназначены для детей, то некоторым творческим людям, работающим над франшизой, об этом явно забыли упомянуть. В игре «Star Wars Jedi: Fallen Order» имеются некоторые весьма тревожные элементы вроде белокожего спасителя или признаков этнического геноцида. Тем не менее, расхожие моменты с отрубанием штурмовикам конечностей — это, видимо, тот уровень, где Lucasfilm провёл черту допустимого. Так что это в порядке вещей: преподносить детям устаревшие расистские идеи, но не позволять световому мечу Кэла Кестиса рубить врагов так, как это делала Рэй в «Последних джедаях». И это — не вопрос возрастного рейтинга, ибо тогда «Force Unleashed II» должен получить M («mature», взрослый). Это уровень морального оправдания «Хан стрелял вторым».

    Это внутреннее противоречие становится ещё более очевидным, поскольку по иронии судьбы большинство побочных детских продуктов по «Звёздным Войнам» выказывают большую смелость, чем предназначенный для взрослых основной контент. Так, по мнению многих, роль Финна в трилогии сиквелов была сведена к минимуму, а вот в мультфильме «The Freemaker Chronicles» изображена трогательная межрасовая семья, и у каждого из героев есть собственная сюжетная линия — без каких-либо купюр. В комиксе от IDW «Star Wars Adventures» показан разговор между Люком и Лейей, где Лейя говорит о том, как ей удаётся справляться со своими эмоциональными травмами. Роман для школьников «A Test of Courage» берётся решать более сложные личностные проблемы, чем роман для взрослых ["Свет джедаев" — прим. Nexu], в компаньоны которому он предназначен. Челли Афра в комиксе Кирона Джиллена — один из первых открытых ЛГБТ-персонажей нового канона, тогда как «Скайуокер. Восход» стыдливо запихивает поцелуй двух лесбийских персонажей на задний план и даже подвергает его цензуре ради проката фильма в некоторых регионах.

    Я не говорю о том, что «Звёздные Войны» должны быть предназначены только для взрослых, но франшиза должна либо стать слитной, либо разделиться подобно тому, как это было в прошлом. Дети понимают, когда с ними разговаривают снисходительно, и Disney тоже должен это знать, учитывая тот факт, что он курировал производство «Gravity Falls», «Tangled: The Series» и «The Owlhouse». Во всех этих продуктах был представлен весь спектр реальности, от ЛГБТ до уголовной и социальной справедливости и откровенно леденящих кровь историй. И все они проделали значительно более лучшую работу по поддержанию цельных, захватывающих и хорошо написанных сюжетных линий. чем «Звёздные Войны» с 2013 года. Если предназначенные для детей передачи могут предлагать зрителям более проникновенные и воодушевляющие истории, чем одна из величайших франшиз на планете, то зачем вообще использовать последнюю?

    Если «Звёздные Войны» предназначены для детей, то дети заслуживают большего — то же самое касается и взрослых. Все эти полумеры душат потенциал франшизы. Всё, что должен сделать Disney, это либо ослабить удила и позволить обеим демографическим группам образовать собственные сферы, либо выбрать одно направление. Я не переживаю о том, что «Звёздные Войны» могут стать достоянием следующего поколения — я забочусь о том, чтобы они стали для него образцом качественного произведения. Я сам вырос на захватывающих историях из «Звёздных Войн». Люди, работающие над новейшими историями для «Звёздных Войн», знают, что они способны на большее, чем делать то, за что приходится оправдываться и извиняться. Франшизе нужно либо вырасти из коротких штанишек, как она намеревалась сделать с выходом проекта «Star Wars: 1313», либо встать на защиту своих принципов и преподносить всё детям надлежащим образом. Либо делай, либо не делай, Lucasfilm. Не нужно пытаться.

    * * *

    Источник: The Escapist

    P. S. Хотелось бы добавить на тему парадоксальности в «Звёздных Войнах» нового канона: «Дисней» считает, что носительница кристально чистых принципов Рэй вполне может проникнуться симпатией к человеку, который хладнокровно проткнул мечом своего отца, зарубил Лора Сан Текку и погубил множество людей на других планетах. Такую мораль Мышиный Дом считает приемлемой для детей, а вот гомосексуальные отношения лучше задвинуть в уголок, да. И, когда в сериале «Мандалорец» Боба Фетт ожесточенно бьёт штурмовика по шлему палкой, пока голова не превращается в лепёшку — это тоже, видимо, приемлемое зрелище для детей, залипающих на «малыша Йоду».

    Поделиться ссылкой на статью:

    Метки: новый канон, Disney, Lucasfilm

    Centax

    Другие мои проекты

    Centax в соцсетях