Действующий канон «Звёздных Войн» и «Легенды» по-разному представляют участие принцессы Лейи в краже чертежей Звезды Смерти, но по некоторым причинам каноническая история выглядит хуже.
Первый фильм «Звёздных Войн» вышел на экраны в 1977 году и сразу же сделался знаковым событием массовой культуры. В первых минутах фильма упоминается о первой победе Повстанцев над Галактической Империей и о краже чертежей Звезды Смерти. В прежней хронологии «Звёздных Войн», теперь ставшей «Легендами», эти события получили отражение в нескольких историях самого разного формата, а в текущем каноне, объявленном в 2014 году, они легли в сюжет фильма «Изгой-один» (2016).
«Легенды», ранее называвшиеся Расширенной Вселенной, продолжали хронологию «Звёздных Войн» на протяжении большей части истории этой франшизы. В «Легендах» было относительно немного фильмов и сериалов, поэтому легендариум классической трилогии и трилогии приквелов пополнялся за счёт комиксов, книг, видеоигр и анимационных фильмов. Радиодрамы 80-х и 90-х годов представляли собой адаптированные фильмы классической трилогии, в которых использовались также и материалы Расширенной Вселенной. Например, в самой первой радиопостановке вводной частью служило совершенно иное вступление, рассказывающее о жизни Люка на Татуине и о ведущей роли Лейи в повстанческом движении. В этом новом прологе описывалась роль Лейи в краже чертежей Звезды Смерти.
После того, как Disney в 2012 году приобрёл Lucasfilm, канон «Звёздных Войн» был запущен с чистого листа, чтобы подготовить почву для грядущей трилогии сиквелов. Две предыдущие трилогии и сериал «Войны Клонов» 2008 года (который давно не вписывался в канон Расширенной Вселенной) стали единственным наследием прошлого, сохранившимся в нынешнем каноне. Насыщенный событиями фильм «Изгой-один» 2016 года представил нам версию похищения чертежей Звезды Смерти, где в финальных кадрах неожиданно «засветилась» принцесса Лейя. По сравнению со вселенной «Легенд», «Изгой-один» наделил Лейю менее активной ролью в данной миссии. Более того, радиодрама эпохи «Легенд» более тесно связана со вступительной частью Эпизода IV «Звёздных Войн».
В «Легендах» к тому времени, когда Лейя прибыла на борт «Тантива IV», Повстанцы уже выиграли космическое сражение над Топравой. На поверхности Топравы шпионы Повстанцев во главе с Брией Тарен сумели передать чертежи (которые на Топраве удалось соединить в единое целое, используя частичные копии, полученные из других мест – например, с Дануты) непосредственно на «Тантив IV», прежде чем их схватили имперцы. На орбите Лейя и капитан Антиллес смогли задержать приближавшийся к ним «звёздный разрушитель», заявив, что они выполняют дипломатическую миссию, и заставили R2-D2 сделать вид, будто он ремонтирует обшивку корабля. Как только передача была завершена, Арту вернулся на борт, а «Тантив IV» покинул систему – как раз в тот момент, когда имперский военный корабль стал по ним стрелять.
В неоканоническом «Изгое-один» миссия Лейи заключалась в том, чтобы отправиться на Татуин и обратиться за помощью к Оби-Вану Кеноби. Она оказалась в центре битвы при Скарифе лишь потому, что «Тантив IV» находился в ремонте в доках флагмана Повстанцев, “Profundity”. Флагман и его капитан, адмирал Раддус, получили сообщение от группы повстанцев на Скарифе, и в итоге его экипаж, преследуемый Дартом Вейдером, смог передать физический носитель информации на борт «Тантива IV» буквально в самый последний момент. Это, безусловно, выглядит зрелищно, но Лейя, таким образом, теряет большую часть своей роли агента и лидера повстанческого движения. Способ же передачи чертежей, когда вначале их получил “Profundity”, и вовсе противоречит тому, что говорилось в Эпизоде IV.
Несмотря на свой нынешний статус, канон «Легенд» в большей степени соответствует событиям и духу обеих трилогий, чем новый канон, и фильм «Изгой-один» не раз это подтверждает. Вместо того, чтобы соответствовать «технологическому монстру», как описывает Вейдер Звезду Смерти (Don't be too proud of this technological terror you've constructed. The ability to destroy a planet is insignificant next to the power of the Force.), в «Изгое-один» супероружие Звезды Смерти использует чувствительные к Силе кайбер-кристаллы. В саге «Звёздных Войн» взрывы реакторов то и дело вызывают катастрофические повреждения, но в «Изгое-один» утверждается, что уязвимость Звезды Смерти была заложена изначально, благодаря саботажу. «Изгой-один» — проникновенный фильм, заслуживающий признания фанатов, но, к сожалению, он оказал Лейе медвежью услугу, приуменьшив её роль в похищении чертежей Звезды Смерти в сравнении с «Легендами».
* * *
Источник: ScreenRant
P. S. Третий акт «Изгоя-один» действительно вышел очень зрелищным, но в нём также хватает и логических провалов. Скажем, имперцы могли бы обесточить архив или пустить туда ядовитый газ. Беготня повстанцев, пытающихся подключить кабель, тоже выглядит весьма нелепо – как будто речь идёт о связистах Второй мировой войны. Ну, а уж сама автоматическая передача данных с вышки достойна целого комедийного скетча. По мнению создателей фильма, достаточно просто вставить носитель информации в приёмник, и файлы сами направятся, куда надо. Причём, речь-то у нас о чертежах, а не о музыке какой-нибудь, которую хотя бы можно воспроизводить автоматически.