25 лет назад, 1-го мая 1991 года, был опубликован первый роман «Звёздных войн», события в котором происходили после «Возвращения джедая» — это была книга Тимоти Зана «Наследник Империи» (Heir to the Empire), первая часть «Трилогии Трауна».
Сейчас это время стало «Легендами», на смену которым пришёл новый канон «Диснея», а тогда это был первый шаг в неизведанную эпоху. Литературная Расширенная Вселенная «Звёздных войн» в те годы состояла преимущественно из комиксов.
Вот что пишет Говард Роффман, тогдашний президент Lucas Licensing, в предисловии к юбилейному переизданию романа от 2011 года:
«Сейчас, когда „Звёздные войны“ настолько прочно вошли в нашу культуру и настолько широко распространены по всему миру, трудно представить те времена, когда они почти исчезли из вида. Но так происходило, и мы столкнулись с этим в конце восьмидесятых.
У „Звёздных войн“ был феноменальный триумф во время выхода классической трилогии. Фильмы побили все кассовые рекорды. Игрушки продавались нарасхват. Мы сами, будучи молодыми, устраивали
В 1986 году, вооружившись советом мудрого Йоды, Lucas Licensing решил, что „Звёздным войнам“ нужно дать отдых. Однако, несколько лет спустя, когда никаких новых фильмов ещё не планировалось, мы начали робко думать о том, какие продукты теперь могли бы представлять интерес для поклонников „Звёздных войн“. Первое, с чем нам пришлось иметь дело — наши фанаты стали старше. Дети, покупавшие игрушки, уже пошли в колледж. Фанаты, которые в момент выхода „Звёздных войн“ были подростками или старшеклассниками, сейчас, вероятно, уже создали свои семьи и занимаются карьерой. Где нам было взять такие „Звёздные войны“, которые должны были соответствовать их нынешним вкусам?
Нам было ясно, что перетряхивать прошлое — не самый удачный вариант. Для игр в ностальгию было ещё слишком рано — и, признаться, нас это не слишком воодушевляло. Мы должны были дать фанатам
Я и тогда был главой отдела лицензирования, но у меня был крошечный штат. Одним из первых сотрудников компании была мой финансовый директор Люси Отри Уилсон; в 1974 году Люси работала в доме у Джорджа Лукаса, помогая ему печатать сценарий для фильма „Звёздные войны: Новая надежда“. Она умела хорошо управляться с финансами, но была беспокойной душой и имела страсть к издательскому делу. Несколько лет подряд она умоляла меня дать ей шанс и заключить новые издательские договоры для „Звёздных войн“. А я реагировал на это примерно так же, как Хан Соло, когда он спросил у Люка: „А кто будет управлять этой штуковиной, малыш? Ты?“
К счастью для Люси — и для всех нас — в 1989 году в Силе всё сложилось благоприятным образом. Я пришёл к убеждению, что пришло время перезапустить нашу программу по изданию взрослой литературы и дать решительный старт новым историям во вселенной „Звёздных войн“. Я был готов дать Люси шанс найти издателя, который разделял бы наше видение. Но, прежде чем мы могли это сделать, мы должны были преодолеть последнее препятствие: если мы решили играть в этой уникальной песочнице, то мы должны были получить разрешение её владельца. Поэтому я пошёл к Джорджу Лукасу и кротко попросил у него позволение расширить его вселенную. Он был настроен скептически (мне кажется, его ответ прозвучал как „Это никому не будет нужно“), но всё же оказал поддержку — чтобы дать мне возможность набить шишки.
Мы урегулировали несколько общих установок: истории должны были разворачиваться после „Возвращения джедая“; события, происходящие до „Новой надежды“, рассматривать запрещалось, потому что Джордж обратился бы именно к этому периоду, если бы решил вновь снимать фильмы „Звёздных войн“. Никого из главных персонажей убивать было нельзя. Кроме того, Джордж ясно дал понять, что будет оставаться в стороне от всего этого. Всё было предельно ясно и логично. Не думаю, что Джордж или я могли представить тогда, во что мы себя вовлекаем.
Люси предложила концепцию новой серии книг-спиноффов. Она обратилась к нескольким издателям, но большинство считали „Звёздные войны“ отработанным материалом и отказались от предложения. К нашему великому облегчению, один издатель -Bantam Books — понял нашу концепцию новых историй „Звёздных войн“, написанных известными писателями, которые смогли бы разжечь интерес среди поклонников. Люси заключила договор, и Bantam подарил нам прекрасного писателя — Тимоти Зана. И Тим не подвёл.
Я никогда не забуду тот день в 1991 году, когда Люси зашла в мой офис и сообщила новость о том, что „Наследник Империи“ дебютировал под первым номером в списке бестселлеров „New York Times“. Это был незабываемый момент. Мы поняли, что предчувствие нас не подвело. Что ещё лучше — мы осознали, что пламя страсти в наших фанатах не угасло. Чтобы разгореться вновь, ему нужна была только искра — и оно стало пылать снова, ещё сильнее, чем раньше».
Роман, вне всякого сомнения, стал грандиозным по значимости событием в жизни «Звёздных войн» — и самое пикантное состоит в том, что этого никто не ожидал. Тимоти Зану удалось связать воедино героев классической трилогии, материалы руководств по настольным играм от West End Games и подарить нам таких незабываемых персонажей, как Мара Джейд, Талон Каррде, адмирал Траун и Гилад Пеллеон.
Интересные детали о книге
«Heir to the Empire» — первая книга «Звёздных войн», где в качестве столицы галактики упоминается Корусант. Джордж Лукас позднее официально использует это название в своих приквелах.
Сам Тимоти Зан называл книгу рабочим названием «Wild Card» («Джокер»). Bantam запретил это название, поскольку оно слишком походило на «Wild Cards» — другую серию, которую в то время публиковало издательство. Следующим по популярности названием для Зана было «The Emperor's Hand» («Рука Императора»), которое Bantam также отверг. Был ещё вариант с названием «Warlord's Gambit» («Гамбит полководца»), но в итоге было выбрано «Heir to the Empire» — название, предложенное писателем-фантастом Лу Ароника (Lou Aronica).
Когда Тимоти Зан уже приступил к работе над романом, Lucas Licensing потребовал, чтобы он включил в книгу некоторые материалы из «Star Wars: The Roleplaying Game» от West End Games и обеспечил сопряжение между своей книгой и этим изданием. Поэтому многие важные элементы в книге берут начало из этого руководства — например, «звёздный разрушитель» класса Interdictor.
Все книги Тимоти Зана, где события разворачиваются после «Возвращения джедая», начинаются с одной и той же сцены: в пространство космоса врезается «звёздный разрушитель».
На обложке русского издания «Наследника Империи» от 1996 года вместо персонажей романа изображены герои и события из комикса «Dark Empire» — в частности, возрождённый Палпатин.
Благодаря «Наследнику Империи» появились две новые расы: ногри и чиссы. Обе расы упоминаются в книгах серии «Новый Орден Джедаев».
Изменения претерпело не только название книги. Некоторые элементы, придуманные Заном, были отвергнуты в Lucasfilm — например, зловещий клон С'баот был поначалу тёмным джедаем, клоном