В первом акте Эпизода IX «Звёздных Войн» — «Скайуокер. Восход» — есть один момент, когда возникает ощущение, что всё, наконец, встало на свои места. Рэй и её команда отправляются на Пасаану, чтобы найти «указатель», который должен привести их к Императору Палпатину, но отряд выследил Кайло Рен вместе с Рыцарями Рен. Чубакка попал в плен, и между Рэй и Кайло начинается соревнование за обладание взлетающим транспортным судном. Они соперничают, используя Силу, и
Рэй и Финн опустошены, и это выглядит абсолютно органично. Событие заставляет Рэй усомниться в себе и в своих намерениях. Как она могла позволить такому случиться? Что это за новая способность использования Силы у неё появилась?
Уже спустя пару сцен фильм полностью обесценивает трагизм только что случившегося события. С Чубаккой всё в порядке! На нём — ни царапины. И фраза: «Я думаю, что он был на другом транспорте»,— невольно вызывает смех, а не чувство облегчения.
«Невзаправдашняя» смерть Чубакки — не единственная таковая в «Скайуокере», что указывает на гораздо более серьёзную проблему фильма. Он не заинтересован в том, чтобы испытывать чувства аудитории, удивлять и ошеломлять: вместо этого он предпочитает простой и предсказуемый путь, который всегда приводит к хорошим результатам. Такой выбор может быть неплох для первого или даже для второго (с натяжкой) фильма, но не для финала. Действия приводят к последствиям, и, если «Скайуокер. Восход» является историей о том, как Рэй сопротивлялась своему истинному наследию и выбирала собственный путь, то её колебания и ошибки должны иметь
Смерть Чубакки отыграна назад, потому что, по всей видимости, эта смерть сильно расстроила бы зрителей. Однако, цена этого благополучия такова, что почти приводит к полному проигрышу. Почти — потому что окончательный проигрыш случается чуть позже, когда повторяется трюк с фальшивой смертью другого любимого персонажа: C-3PO. Перед этим нагнетается много драматизма о том, что за перевод надписи на языке ситов C-3PO должен будет поплатиться своей памятью. Это — не только воспоминания о его новых друзьях, но память о всей прошлой жизни, о приключениях верного дроида вместе с Люком, Лейей и Ханом Соло, которая будет стёрта. И это — действительно очень печальный момент.
Тем не менее, эта «смерть» снова обесценена буквально пару сцен спустя. Как только C-3PO возвращается на базу Сопротивления, R2-D2 восстанавливает его память — несмотря на то, что C-3PO перед этим произнёс речь о том, что R2-D2 никогда не делает резервное копирование своей собственной памяти. Не о чем беспокоиться, друзья: C-3PO, которого вы знаете и любите, пропадал лишь на несколько минут, и теперь вернулся, как новенький.
Справедливости ради стоит отметить, что в «Скайуокере» есть и несколько настоящих смертей, но они, по разным причинам, не находят отклика в сердцах у зрителей. Лейя отдаёт свою жизнь, используя Силу, чтобы достучаться до своего сына Бена (Кайло Рена), но сцена её ухода из жизни выглядит несколько обескураживающе, потому что перед этим мы видели, как Рэй и Кайло при помощи Силы общаются через всю галактику и не лишаются жизни
Я понимаю, что режиссёр и соавтор сценария к фильму, Джей Джей Абрамс, оказался в затруднительном положении, когда дело касалось Лейи, потому что ему пришлось довольствоваться только вырезанными сценами или неиспользованными фрагментами из предыдущих фильмов, создавая образ героини покойной Керри Фишер. Но жертва, принесённая Лейей, здесь абсолютно не считывается, и, как результат — эта жертва не достигает цели.
После этого, в финале, у нас есть монументальная смерть Бена Соло, которая выглядит неверятно глупо. Бен делится исцеляющей энергией с Рэй, которая только что победила Палпатина, и возвращает её к жизни. Перед этим Рэй исцелила змееобразное существо на Пасаане и смертельную рану Кайло, которую сама нанесла ему световым мечом. Ни в одной из этих сцен мы не видели, чтобы исцеление
Однако, логические нестыковки сюжета — это ещё полбеды. То, что действительно полностью обесценивает последний акт самопожертвования Бена Соло — это те самые фальшивые смерти Чубакки и C-3PO, свидетелями которых мы были до этого. Мы наблюдали уход из жизни двух любимых героев франшизы для того лишь, чтобы увидеть, что они просто ненадолго вышли. «Скайуокер. Восход» просто прямым текстом уверяет вас, что всё будет хорошо. Никто не осмелится отнять у вас этих персонажей. Даже Император
К финалу «Скайуокера» любые опасности были заботливо устранены. Вы почти уверены, что ни По, ни Финн никоим образом не пострадают, потому что они берут на себя задачу противостоять миллиону звездолётов Первого Ордена, пока Рэй и Кайло Рен сражаются с Императором. И точно — несмотря на то, что множество безымянных бойцов потеряли свои жизни, По и Финн выходят из боя без единой царапины.
«Скайуокер. Восход» — разочаровывающе стерильный фильм, особенно — на фоне двух предыдущих. В «Пробуждении Силы» Абрамса мы становимся свидетелями смерти легендарного Хана Соло. Она — реальна, она болезненна, она уязвляет в самое сердце, но последующее сражение в лесу между Рэй и Кайло Реном не было бы столь драматичным, если бы мы не стали свидетелями сцены, в которой Кайло убивает собственного отца — и человека, который для Рэй тоже успел стать
Раз уж мы заговорили о «Последних джедаях», то следует вспомнить, что в этом фильме есть сцена смерти, в десять раз более пронзительная, чем любая аналогичная сцена в «Скайуокере» — и это несмотря на то, что в ней задействован персонаж, которого мы только что встретили. Большую часть экранного времени вы не знаете, в чём состоит миссия
Вспомним также сцену из финала, когда вы действительно уверены в том, что Финн намерен расстаться с жизнью, в течение фильма совершив трансформацию из трусоватого парня, который беспокоится только о том, чтобы Рэй была в безопасности, в человека, который разделяет идеи Сопротивления и готов пожертвовать своей жизнью, чтобы просто дать друзьям и собратьмя по оружию чуть больше времени. Эмоциональность сцены ещё сильнее возрастает, когда Роуз сбивает Финна и не даёт ему дойти до цели, подвергая себя опасности, чтобы спасти его жизнь.
Последняя фраза Роуз в этом фильме, когда она говорит Финну, что путь к победе состоит в том, чтобы «не сражаться с тем, что мы ненавидим, а спасать то, что мы любим», слабым эхом звучит и в «Скайуокере». Однако, сцен спасения в Эпизоде IX крайне мало. Чубакка оказывается жив по совершенной случайности, а единственным существом, которого, похоже, заботит восстановление памяти C-3PO — это дроид R2-D2. Рэй в течение всего фильма подвергает опасности жизнь своих друзей, оставляя их в самые трудные моменты (она буквально бросает их застрявшими на Кеф Бир, сказав лишь «я вернусь»), а её финальное противостояние с Палпатином — это, в большей степени, сражение со своим прошлым, чем спасение галактики.
Но все эти недочёты
* * *
Источник: Collider
P. S. Автор, очевидно, испытывает больше симпатии к «Последним джедаям», однако сцены героического самопожертвования, которые он приводит в качестве положительного примера, имеют те же недостатки, что и аналогичные сцены в «Скайуокере». Никому не понятно, почему на роль спасительницы Сопротивления избрана буквально свалившаяся зрителям на головы адмиральша Хольдо, хотя старый друг и соратник Лейи, ветеран повстанческого движения, герой войны адмирал Акбар был просто выброшен Райаном Джонсоном в иллюминатор. И Райан Джонсон точно так же побоялся убить Финна, как Абрамс побоялся убить Чубакку, хотя оба персонажа в новой трилогии выглядят абсолютно бесполезными, и смерть могла бы эту никчёмность хоть